Специалисты по найму говорят, что многие вскоре потеряют свои рабочие места. И среди этих будущих безработных будет много топ-менеджеров, уважаемых людей, наевших жирок на легких обязанностях, слабом и не слишком родственном кумовстве и дутом рынке. Но не только
1. Какой такой директор?
Первый и очевидный вариант сокращение числа сотрудников на предприятии – нет работы. Все закрылось, а многое не откроются вовсе. Работодателям нечем платить зарплаты, а надо платить налоги. Требовать от владельцев бизнесов сейчас не увольнять никого – это тоже самое, что пытаться управлять погодой. Дождей, как видите в Молдове, как и доходов у малого и среднего бизнеса. У крупного сейчас тоже не густо.
Как ни странно, но в такой период более защищенными окажутся профессии, в которых можно что-то полезное делать руками. А самими ненужными – менеджеры на руководящих постах. Унитазы продолжат забиваться, а где та доменная печь, которая остановится, если директор почему-то непонятному не придет на работу?
2. Не пиши нам больше
Кризис коснется и журналистов. Жирные времена прошли, а значит за творчество платить не будут. Большинство СМИ остановятся на штамповке новостей выборного года без производства чего-то захватывающего и интересного. Мартышкин труд по размножению одних и тех же новостей не требует больших редакции, потому телевидение, радио, газеты и сайты тоже могут потерять своих акул неотточенного пера и засоренного эфира.
3. Новый подход
Столько рекламных агентств старого образца Молдове не потянуть – они и без карантина потихоньку вымирали, как "динозавтра 90-ых".
Малый и средний бизнесы редко пользовались услугами рекламщиков. Теперь, когда и Цукерберг, и Дуров и другие гуру интернета, говорят, что не надо платить жадным и некреативным рекламщикам, каждый сам себе смм-щик. Так что вся реклама в соцсетях и сделанная "на коленке".
4. Программист-пессимист
Крупные молдавские компании, которые выполняют зарубежные заказы в IT на аутсорсе, тоже ждут потрясения, на которые они не рассчитывали. Еще три месяца назад многие мечтали о расширении, а теперь молятся, чтобы были хоть какие-то заказы. Сотрудников с ноутбуками отправили на удаленку, другую часть в отпуск за свой счет. Зарубежных заказов все меньше.
5. Продажные люди
Все, кто занимался продажами всего, сейчас в растерянности в такой же степени, как и все другие. Как было раньше невозможно, как делать по-другому – не знают.
Продажи ушли в минус у всех, кто закрыт – аренда и налоги съели последние крошки со стола. Уже начинают открываться и обувные, и одежда, что-то еще, почему соскучились молдавские покупатели. В среднем покупок все равно будет меньше, чем до всего этого безумия. Молдова и без того не самая богатая среди бедных стран, а тут еще мировой кризис – пророчат великую депрессию 2020-х годов во всем мире.
Сегмент гламура, страз и прочей провинциальной роскоши серьезно пострадает. Надо срочно учиться продавать, а лучше производить более нужные вещи.
Конечно, увольнять будут не только представителей этих пяти занятостей. Урезание зарплат и выбивание кресел из-под поп коснется очень-очень многих индустрий и сфер. А этим топ-5 просто надо было еще в апреле начать думать, как менять способ заработать на изменённом молдавском рынке труда.