Крик души. Дети — наше будущее?
Как жить без уверенности в победе? Без абсолютной уверенности в то, что Добро победит? А оно всё не побеждает и не побеждает…
Чтобы лечить душу, я несколько воскресений подряд ходила в Одесский академический театр кукол на детские спектакли. Так получилось, что ничего уже не спасало, даже прогулки вдоль моря, даже разговоры с любимыми друзьями. О книгах я не говорю совсем — не читаются они сейчас. Все любимые выложены специально на диванную полочку, чтобы только руку протянуть. Не могу. Ни Толстой, ни Ремарк, ни Стругацкие, ни Маркес… Поднося руку к томику, тотчас одергиваю — не спасут они меня сейчас. Так же, как не могу смотреть любимые фильмы, тем более советские. Ни «Летят журавли», ни «Андрей Рублёв», ни «Я шагаю по Москве». Просто не могу отвлечься от действительности, в которой — сплошной сюр и зацепиться ни рукой, ни мыслью не за что. Даже «Фанни и Александр» не отвлекает… Как жить в мире, который изображен на картинах Пикассо? Там — глаз, там — рука. Мир разъят на составляющие!
А тут — темнота зрительного зала и дыхание детей, и пятилетняя Малгоша (Маргоша), чья мама играет в спектакле, а я взяла над ней шефство, потому что Малгоша объяснила, что иногда ей бывает очень страшно. Во–первых, темнота в зале, и неизвестно, кто там под креслом спрятался. Во–вторых, очень страшные дела происходят на сцене, где милая Золушка и злая мачеха. И Малгоша никогда не знает, кто победит.
Тогда я усаживаю Малгошу на ручки, она прижимается ко мне, и мы начинаем вместе (так не страшно) смотреть «Золушку». Иногда она поворачивается ко мне и комментирует: «Вот счас будет злая дочка» или: «Вот счас они не отпустят её на бал».
Да, дети смотрят всё по–настоящему. Тот очень яркий и разноцветный мир на сцене для них всамделишный. И очень важно, чтобы всё (а никогда не знаешь точно… ни один ребёнок не знает!) закончилось хорошо. Это мы, взрослые, уверены, что в сказках Добро всегда победит Зло. Иначе и быть не может — на то она и сказка!
Означает ли это, что насчёт победы Добра над Злом в реальной жизни, раскинувшейся за стенами прекрасного Театра кукол (где мраморные лестницы, великолепные интерьеры, люстры, множество детских фотографий, на которых — запечатлённое счастье, и безмятежность, и безусловная вера в то, что всё будет хорошо), мы стали абсолютно не уверены и тычемся, как слепые котята… Мы — это взрослое население города и всей страны. А как жить без уверенности в победе? Без абсолютной уверенности в то, что Добро победит? А оно всё не побеждает и не побеждает…
И дети (слава Богу) ещё не понимают того, что ощущает каждый нормальный взрослый человек, живущий в этой стране. Они пока что защищены нами: мы ведь не можем рассказать малышам о том, что происходит, о том, что каждый божий день даётся их родителям с боем. О том, как трудно заработать на жизнь, на то, чтобы накормить их, одеть, вылечить, выучить. О том, что государство никому ни в чём не поможет. Что 90 % больших и маленьких жителей абсолютно не защищены. Абсолютно! И если не дай Бог что, придётся протягивать руку и просить: помогите Андрюше, у него лейкемия! Помогите Машеньке, Серёже, Наташе…
Я сидела в тёмном зале, напитывалась позитивом, исходящим от маленьких зрителей — ни с чем не сравнимое ощущение, поверьте, — и мне не хотелось, чтобы сказка заканчивалась. Не хотелось выходить на улицу. Потому что я остро понимала, что мы все — взрослые и дети — абсолютно не нужны этому государству. Нас даже нет в их (властей предержащих) планах на будущее. Я с ужасом вспоминала матерящихся старшеклассников, понимала, что будущее их туманно, что ни работы, ни учёбы они не получат. Что богатых родителей, способных обеспечить их — совсем маленький процент, а остальные никого не волнуют. Что с ними будет, куда они денутся после школы, если рабочих мест почти нет? Ну разве что все уедут в Европу — работать на полях, собирать чужой урожай. Крошечный процент сможет поступить в вузы, выучиться на врачей, менеджеров, компьютерщиков и приложить все усилия, чтобы остаться работать в чужих странах.
...А на сцене Добро побеждало Зло и укладывало его на обе лопатки. И маленькая Малгоша так же, как и вся малышня вокруг, ахала и хлопала в ладоши, а потом не хотела уходить из зала… А родители уводили детей за ручки и держали крепко, нежно и бережно, пока ещё у них была возможность защитить и оградить своих малышей.
И, безусловно, как маленькие дети, они, родители, надеялись на то, что всё перемелется, и образуется, и наладится… И жизнь, в конце концов, станет справедливой, радостной и счастливой. И дети, которые вырастут, будут жить по–человечески в нормально обустроенной стране, где человек станет главным мерилом всего. То есть, надеялись на Чудо…
Автор: Наталья Симисинова