из мордокниги
А пока про Конька-Горбунка напомню. В рамках сериала "Годунов" стало актуально.
Все мы неправильно толкуем конфликт спальника и Ивана из "Конька-горбунка".
Я это решительно утверждаю.
Мы думаем, что дело в зависти бывшего конюшего к нынешнему конюшему. А это совсем не так. Уверен, что Ершов очернил мотивы спальника.
Должность государева конюшего - высшая придворная должность в Московской Руси. До решения Земского собора 1612 года. Земский собор, избрав на развалинах страны первого царя из Романовых, решительно отменил должность государева конюшего как опасную, страшную и чуть ли не диаволову.
В чём тут дело? Тут дело в том, что как указывал в 17 веке шведам перебежчик Котошихин: "А кто бывает конюшим, и тот первый боярин чином и честью; и когда у царя после его смерти не останется наследия, кому быть царём, кроме того конюшего иному царём быти некому, учинили б его царём и без обирания (избрания)".
Благо конюшим государским до своего провозглашения царём (без законных выборов) был Борис Годунов.
А до Бориса Годунова при малолетнем Иване Грозном конюшими были любовник его матери Елены Глинской князь Иван Федорович Телепнёв Овчина Оболенский. А после Годунова конюшим был липовый дядя липового царя Дмитрия Михаил Федорович Нагой.
При первых Романовых, когда судьба династии висела на волоске, конюший был угрозой. Конюший при слабом царе - стопроцентный преемник. Будущий царь.
Царь в "Коньке-Горбунке" бездетный, наследника не имеет. Слабый старичок. Свадьба на 15-летней царь-девице - это его последняя попытка спасти династию. Опоры среди бояр и служилого дворянства царь не имеет. Немного декадент царь-батюшка. Ласкает лошадей. Дегенеративный немного самодержец.
Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой,
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты».
Царь не мог тут усидеть.
«Надо коней поглядеть, -
Говорит он, - да не худо
И завесть такое чудо.
Гей, повозку мне!» И вот
Уж повозка у ворот.
Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился
Вот так, на "гей, повозке" государь вкатился в трагические дни конца своего царствования.
Ведь случись с царём что (а с ним и случилось в котлах) царем без выбора стал бы Иван ( а он и стал). Чувствуете тонкую композицию?
Спальник бьёт в тревожный колокол:
Донесу я в думе царской,
Что конюший государской --
Басурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами мясо ест.
Т.е. спальник собирается перечислить перед боярской думой все обвинения против самозванца. Это как если начальник одного из главков КГБ с двумя пистолетами ворвался на съезд и попробовал арестовать хоть бы и Ельцина. "Спасайте государя!", - кричит спальник, - "Отечество в опасности! Режим порочен отсутствием достойной смены! Спасайте государя!". Хрипит в отчаянии спальник, грызёт крест нательный. В глазах предчувствие пепелища, смуты, острого края, за который не уцепиться. Погибель! Всему конец!
Слышит спальник слова Ивана:
Во дворце я буду жить,
Буду в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Весь конюшенный завод
Царь в приказ мне отдаёт;
То есть, я из огорода
Стану царский воевода.
Чудно дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить.
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!
"Чернокнижник, злодей, басурманин, склонный к католицизму, поедающий мясо в пост" - это ведь прямые обвиняющие Лжедмитрия слухи. И не только первого Лжедмитрия, но и Лжедмитрия следующего. И всех последующих самозванцев.
Кто такой спальник? Спальник - это подчинённый постельничего. Государев постельничий - это, в первую очередь, не "постель" царя, а тайный сыск. Направленный не только на прямые злоумышления против царя, но и против волшебства, колдовства и чародейства, нацеленных на государя. При вступлении в должность постельничий присягу даже давал "хранить государеву постель от колдовства и волшебства".
И вот спальник через голову своего начальника решается ломиться в боярскую думу. Это означало страшенный риск, я вам доложу. И храбрость, и отчаяние.
Царь находился под полным контролем конюшего Ивана. Он назначил его, неграмотного лежебоку, на должность боярина, аналогичную должности коннетабля во Франции и лорда-констебля в Англии. Назначил крестьянина, любимца своего. Сам Иван Васильевич Грозный не мог себе позволить для своих любимцев Малюты и Басманова подобного. И Малюта, и Басманов на пике карьер своих были лишь думными дворянами. А тут преемник! И к царю спальник решается ломиться через вышестоящее начальство, чтобы предупредить о грядущей гибели. О том, что капкан захлопывается! Тщетно.
После восшествия на трон Ивана даже и не знаю, что там со страной приключилось. Наверняка, поляки пришли. За своим коньком-горбунком. А за царь- девицей, вероятно, татары и турки пришли. Ведь царь-девица - дочь Полумесяца. Смекаете, да? И сестра Солнца. А Солнце - один из титулов стамбульского падишаха.
Иван восходит на трон рядом с котлом с вареной человечиной. Для царствования начало символическое, предрекающее библейских масштабов скверну, голод и пожирание людьми человеков.
Заканчивается сказка жутко. Царь-девица над котлом со сварившимся заживо человеком, над этим страшным бульоном говорит толпе:
Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!
Тут царица замолчала,
На Ивана показала.
А народ, народ что? А народ кричит! Он не безмолвствует отречёно в предчувствии скорой погибели. Он орёт! Он хочет в ад! Кипящие котлы, в которые падают люди, народ уже видел. Он и сейчас их видит. В одном из них лежит насмерть обваренный помазанник божий. Новый царь, спасенный чародейством, стоит рядом и явно радуется, трепещет в предвкушении, уже колдовски оборотясь в фальшивого красавца. И народ кричит, заходясь от кошмарной радости, колотясь в диком, обморочном хоре:
«Люба, люба! - все кричат. -
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!»
И тут Иван с царь-девицей, не похоронив прежнего государя, не отдав чести чужой и страшной смерти, спешат скорее-скорее воцариться!
Царь царицу тут берёт,
В церковь божию ведёт,
И с невестой молодою
Он обходит вкруг налою.
Пушки с крепости палят;
В трубы кованы трубят;
Все подвалы отворяют,
Бочки с фряжским выставляют,
Это завсегда так. Народ должен быть пьян в такие минуты.
И, напившися, народ
Что есть мочушки дерёт:
«Здравствуй, царь наш со царицей!
С распрекрасной Царь-девицей!»
Площадь, котлы, страшная свадьба, венчание над трупом, ход вокруг "налоя", ревущий народ, огонь, дым, скорый ад, дикий хоровод с горбатым коньком-зачинщиком.
Быть моей внучкой и жутко, и очень полезно. Объяснял несовершеннолетней Елизавете Генриховне внутреннюю драматургию сказки, разложил всю подоплёку. Внучка всё равно растёт, как трава придорожная, пусть хоть дедушку умненького и слабенького послушает.
Отредактировано Тиль (2018-11-10 12:21:31)