«Гусиное гыганье отовсюду». Жизнь Одессы глазами русскоязычных украинцев
Сегодня, 21:00
Пока власти заняты декоммунизацией, дерусификацией, миллионы украинцев, которым все эти веяния не близки, живут в состоянии «внутренней оккупации».
«Гусиное гыганье отовсюду». Жизнь Одессы глазами русскоязычных украинцев
Август — это пик курортного сезона, когда даже самых стойких трудоголиков начинает неудержимо тянуть к морю. В этом нет различий между представителями разных народов.
До недавних пор главным туристическим направлением для жителей Украины являлся Крым. И сегодня он манит сотни тысяч жителей Незалежной. Однако теперь такое путешествие сопряжено с целым рядом рисков — поезда в Крым не ходят, прохождения пограничного контроля можно ждать на жаре многие часы. К тому же поездка на полуостров может вызвать сомнения в благонадежности — как со стороны всевозможных политических движений, так и, в самом худшем случае, у СБУ.
Скрытая реальность
Поэтому те, кто не хочет проблем и неприятностей, выбирают другие маршруты — на пляжи Херсонщины или в Одессу, ставшую главным украинским курортом после 2014 года. Туда же, в массе своей, едут и жители Западной Украины.
Если послушать украинские СМИ, или украинских политологов, таких, как Олеся Яхно, то можно услышать, что в условиях «российской агрессии» жители Украины превратились в единую нацию-монолит, где нет различий по культурному и языковому признаку. А Одесса после событий 2014 года и вовсе один из самых проукраинских городов страны.
Совсем иная картина рисуется, если проанализировать общение самих украинцев в соцсетях. Речь не о политических форумах и группах, а об обычном житейском общении, обсуждении того же курортного отдыха.
Для того, чтобы понимать, о чем идет речь дальше, необходимо познакомиться с этимологией слова «рагуль». По одной из версий, «рагулям» назывались назывались небольшие сооружения (будки и шлагбаумы), которые на перекрёстках дорог Австро-Венгрии и Польши служили своеобразными таможенными пунктами на въездах в города. Затем «рагулями» стали называть сельских жителей в окрестностях Львова, которым позволялось проезжать через эти заграждения в город и привозить продукты на продажу только ночью, а с наступлением рассвета они были обязаны покидать пределы города.
В итоге термин «рагули» стал применяться к жителям Западной Украины в целом. Он имеет стойкий негативный оттенок.
«Пустые бутылки, окурки — на это не скупятся отдыхающие из культурного наследия»
Вот откровения жительницы Киева, вернувшейся с отдыха в Одессе и поделившейся своими впечатлениями:
«Такое впечатление, что всё рагульё решило этим летом отдыхать на одесском побережье. Гусиное гыганье слышилось отовсюду. Вернее уже не гыганье ,а то,что нам пытаются навязать,как ридну мову.....Смесь какого-то ужасного суржика с дивными ударениями на последний слог... » Марко надинь кругА !" «Спытай у ТарасА,колы вин будэ плавать?» .... По срачу, который оставался от этой биомассы, можно сразу определить регион обитания....Пустые бутылки, окурки — на это не скупятся отдыхающие из культурного наследия».
Реплика одного человека, пусть даже негативно настроенного, ничего не значит. Однако выясняется, что такие настроения — отнюдь не единичный случай.
«Много рагулья... невоспитанного рагулья»
«Мы отдыхаем каждый год в Коблево в одном и том же месте... с 2014 года исчезли белорусы, которых было очень много и вместо них, как будто произошла кем-то спланированная замена, появилось рагульё... много рагулья... невоспитанного рагулья... грязного рагулья... беспардонного рагулья...»
«После того как на мое замечание прекратить закапывать загаженный памперс в песок, я услышала — „Переприе“, больше на пляж не хожу. Выйду в сентябре, когда очистится вода»
Бабушка прикуривает сигарету на пляже. Берет внука за руку и идёт с ним в море. Вопрос: съела ли она бычок или бросила там где плавала.
Мама зовёт сына из воды и суёт ему мороженку. Но блин в упаковке!!! Куда её выбросил ребёнок? И что сказала на это его мама?
Семья ест арбуз. На пляже. В песке. Шкорки сложили горкой у своего покрывала. Вопрос — убрали ли они шкорки — да убрали — но чуда не случилось. Кулёк с шкорками они выкинули под чужую машину!!!
И так до бесконечности.
Заехала семья из 3 человек — номер однокомнатная полноценная квартира. Но живут в 7+2 детей. Всю ночь гогот и бухалово. Пока не вышла,не поставила на место, не успокаивались. Вчера взяли без спроса шампура и угли наши, скатерть. На наш вопрос — почему берут без спроса ответ: » а мы вважали, до це господареве". И что? Если это и хозяйское, то можно брать без спроса? Или это у нас " все включено?"
«Рагулье загадило Одесскую область ещё в прошлом году. Это был мрак».
«Больной по-прежнему стабилен»
Несмотря на то, что эмоции зашкаливают, все же русскоязычные украинцы признают, что не все ведут себя подобным образом.
«Не могу всех под одну гребёнку. Есть и очень много культурных людей, семья из Львова — каждое утро чистит пляж (не весь, но все же) и от людского мусора и от морского (водоросли)!
Но это скорее исключение»
В авторской колонке для сайта «Полинавигатор» журналистка из Одессы Татьяна Геращенко подтверждает то, что пишут люди в соцсетях: «Друзья интересуются, как обстоят дела с рагулями, дождавшимися безвиза, но вместо Ниццы (и за отсутствием «Крымнаша») опять понаехавшими в Одессу? Ну что сказать... Больной по-прежнему стабилен. По сути, по сравнению с прошлым годом ничего не изменилось. Они, как и раньше, «шукають» какие-то «Потьомкынськы сходы» и бегают за медузами: «Ты ба, смаколыкы!». А одесситы, как и раньше, их гоняют: выкидывают из транспорта, вместо одного конца города отправляют в другой, завидев дельфина, сразу сигнализируют «Акула!», и рагулей словно ветром сдувает с пляжей. Но они возвращаются... на «их» стороне сила: армия, оружие, насилие, тюрьмы, суды, проплаченные профессиональные патриоты и активисты. И за последние два года ситуация не только не изменилась, но и усугубилась. Теперь, например, если понаехавшему туристу не нравится, что ты куришь, он не просто сетует «як нэсвидомо», и не грозит вызвать полицию, чтобы тебя оштрафовали по закону, а сразу заявляет: «Сейчас Правый сектор (экстремистская организация, запрещенная в РФ - ред.) позову, сука сепарская!». А какие-то быки в камуфляжах и с овчарками (тут примитивная анархия — черт разберет, из чьей именно они банды) могут запросто подойти к тебе на улице и спросить: «Что ты сделала для Украины?»...
«Тон хамский — мы ж все сепаратисты, мы им что-то должны»
«Титульные на море — отдельная история... Сами гадят и сами же возмущаются: „Як брудно!“. А город перед ними выстилается как Пронька перед Голохвастовым: им и апартаменты, и фейерверки, и экскурсии (и кинофестиваль тоже, словно, только для них). А они все как свинья под дубом вековым. Еще и недовольны: „Дорого — в Европи було б дэшэвшэ“. И вот смотришь так грустно на их шлепанцы из магазина „Все по 5 гривен“ и понимаешь — Европа ждет не дождется!... А вот из массового явления (в прошлом году их выкидывали из маршруток за плохой запах) стоит отметить тот факт, что они... стали мыться. Да. Правда. И даже с мылом. Но только не в апартаментах, а в море. В разгар курортного сезона, это приняло повсеместный характер: они приходят на море с мылом и стирают свои пожитки. Недавно еще крабы по берегу ходили, а теперь упаковки от мыла валяются... Когда они обращаются к тебе на улице, но вовсе не за тем, что бы узнать, „как пройти в библиотеку?“, а, например, „дэ отой вагон у нэби?“ (канатная дорога), тон хамский — мы ж все сепаратисты, мы им что-то должны».
«Спросил, чего они не моют унитазы у поляков, и не в АТО»
Участники обсуждений в социальных сетях обращают внимание на еще один удивительный феномен — те выходцы с Западной Украины и просто «украинские патриоты», которые по какой-то причине все-таки доезжают до Крыма, удивительным образом преображаются.
Вот описание встреч с такими туристами на российском полуострове: «Вернулся с Крыма. Там разговаривал или на украинском, или на русском, в зависимости от собеседника. В общественных местах — на суржике. Никто не казав, шо я москаль или бандеровец. Хотя последних было много. По их говору вычислял. Одну компанию спросил, чего они не моют унитазы у поляков, и не в АТО... Компания потерялась быстро в пространстве. Хотя их было 12! Мужиков и 5 баб, не девушек, именно бандерских баб свиноматок)))как то так».
«Видел компанию западенцев в аквапарке Судака. Говорили по-украински, но негромко, поведение культурное. В кассах не без труда, но вспомнили русский. А уж на территории им, как нарочно, повстречался мужик в майке с советским гербом и что-то у них спросил. Ответили вежливо, по-русски, без закидонов. Оказывается, правильная атмосфера вокруг способна творить чудеса».
Воспитание ненависти
Ну а в Одессе случаются картинки, от которых местным становится не по себе: «О полуголых в труселях-шортах и купальниках на Привозе вообще молчу. Вчера за камбалкой заехала и поразилась. Очереди из „туристов с деньгами“, чтоб рыбу сфоткать... я ещё такого не видела».
Скрытая картина украинского общества предстает безрадостной. Пока власти заняты декоммунизацией, дерусификацией, восхвалением Бандеры и «героев АТО», миллионы украинцев, которым все эти веяния не близки, живут в состоянии «внутренней оккупации». И среди этих людей копится чувство ненависти к носителям «чистой украинской идеи». Киев, продолжая сжимать эту пружину, создает почву для взрыва, который не смогут остановить никакие нацистские батальоны. И следующий виток гражданской войны на Украине может быть таким, что померкнет даже трагедия Донбасса.
Андрей Сидорчик