ну что же
расскажу и покажу свой любимый город, свою Родину.
Киев для меня больше чем место, больше чем красивый город - это часть души, которая всегда будет цвести каштанами Крещатика, бродить по старой брусчатке Андрюшки и любоваться Подолом со смотровой площадки у замка Ричарда Львиное сердце.
с Подола и начнем тем более, что с ним у меня связаны самые приятные и самые яркие впечатления
Подол – одна из древнейших частей Киева. Тысячу с лишним лет тому назад князь Владимир Красное Солнышко крестил здесь киевлян в исчезнувшей ныне речке Почайне. На Подоле издревле жили торговцы и ремесленники, бурсаки и гетманы, митрополиты и авантюристы. Наверное, знакомство с Подолом надо начинать с Почтовой площади, но у нас почему то получилось наоборот - с Контрактовой. Площадь получила свое имя по знаменитым в свое время Контрактовым ярмаркам, переведенным из Дубно в Киев в 1797 году по повелению Павла I. Ярмарки продолжались вплоть до 20-х гг. ХХ в., и исчезли в советское время с прекращением НЭПа. Контрактовый дом,построенный В.Гесте в 1817 г, напоминает о былом торжище. Здесь не только заключались торговые сделки. Контрактовый дом служил местом проведения балов, здесь выступали знаменитости европейского уровня, среди них гениальный Ференц Лист. Сейчас в нем разместилась Украинская валютная биржа.
Гостиный двор, стоящий в центре площади, был спроектирован петербургским зодчим Л.Руска.Но судьба этого сооружения оказалась несчастливой. Его начали строить в 1809 г.,а в 1811 году весь Подол сгорел в катастрофическом пожаре. Уцелело всего лишь 18 домов.После пожара незаконченный Гостиный двор кое как подлатали и только в 80-е гг. XX века здание достроили 2-м этажом по сохранившимся архивным чертежам.
Контрактовая площадь – весьма оживленное место. Рядом с Гостиным двором расположено трамвайное кольцо, поблизости – ларьки, палатки и соответствующая маргинальная публика. Что поделать – центр Подола грязноват и немного страшноват.
Но это неудобство искупается замечательными достопамятностями. Взять хотя бы изящный фонтан, увенчанный статуей Михаила Архангела – покровителя Киева.
Под сводами фонтанной беседки – наивная статуя Самсона, разрывающего пасть льва. Благодаря ей фонтан именуется “Самсоном”. Восстановили его совсем недавно. В 30-е гг прошлого века некий “высокий комиссар”, проезжая по площади, увидел у фонтана кучу мусора и коротко приказал”Убрать!” Чиновники недопоняли, а переспросить побоялись – вместе с мусором убрали и фонтан.
Неподалеку от “Самсона” установлен памятник странствующему философу и литератору Григорию Сковороде. В свое время он учился в Киево-Могилянской академии, главное здание которой выходит на площадь. Современные студенты “Могилянки” ласково именуют его “тефаль”.
Однако нынешняя студенческая молодежь куда скромнее своих предшественников-бурсаков, обучавшихся в “Могилянке”. Вот как пишет об этом Н.В.Гоголь в повести “Вий”:…грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой, брели в класс.Грамматики были еще очень малы; идя, толкали друг друга, бранились между собой самым тоненьким дискантом; …карманы их вечно были наполнены всякой дрянью; как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками… Риторы шли солиднее… эти говорили и божились между собою тенором. Философы целою октавою брали ниже: в карманах их кроме крепких табачных корешков ничего не было. Запасов они не делали никаких все, что попадалось, съедали тогда же; от них слышались трубка и горелка иногда так далеко, что проходивший мимо ремесленник долго еще, остановившись, нюхал, как гончая собака ,воздух… Философов и богословов торговки боялись задевать, потому что философы и богословы всегда любили брать только на пробу и притом целою горстью.”
Академию основал митрополит Петр Могила, от имени которого она и получила прозвище “Могилянка”. 14 гетманов Украины, включая Ивана Мазепу, постигали науку в Киевской академии. Позже здесь учился и М.В.Ломоносов. В академии служил профессор богословия Афанасий Булгаков, отец Михаила Булгакова.
Старый Подол почти полностью погиб во время пожара 1811 г. Лишь пара-тройка старинных церквей и палат напоминает о прошлом. На Подоле находится несколько храмов, освященных во имя св. Николы. Это неудивительно – ведь Подол лежит на берегу, здесь был торг, жили купцы и кормщики, а Никола покровительствует всем торгующим, плавающим и путешествующим. Храм Николы Набережного стоит на Почайнинской ул. неподалеку от Днепра. Нынешняя каменная церковь относится к 70-м гг. XVIII в. Ее построил известный украинский зодчий И.Г.Григорович-Барский. Гуляя по Киеву, мы еще не раз вспомним его имя. Как водится в древних городах, храм был поставлен на месте более раннего деревянного. Возникновение церкви связывают с чудом, случившимся в 1096 г. Молодая семья переправлялась на лодке через Днепр, вдруг шальная волна накренила лодку и мать выронила за борт младенца. Родители отчаянно пытались спасти свое дитятко, но течение уносило его все дальше и дальше. Добравшись до берега мать вбежала в ближайший храм (по другой версии добежала до Софийского собора) и стала истово молиться св. Николе о спасении младенца. К ней подошел сторож (а, быть может, и сам Святой) и недовольно сказал, что надо быть внимательнее – вон плачет забытый младенец. Женщина бросилась туда и, к великой радости, обнаружила своего сына, живого и невредимого, лежащего рядом с иконой Чудотворца. Икона и мальчик были мокрые, как будто их только что вытащили из воды. В честь этого чудесного спасения и была поставлена Николо-Набережная церковь.
Если от Контрактовой пл. идти в сторону, противоположную берегу Днепра, то придешь к храму Николы Притиска. Это странное название связано с чудом, случившимся в церкви.Однажды ночью туда забрался вор. Он содрал золотой оклад с иконы Николы, собрал драгоценные церковные сосуды и уже полез в окно, когда обиженный святитель сдавил – притиснул нечестивца в оконном проеме, да так и продержал до утра.
А самый молодой из Никольских храмов Подола стоит прямо на искусственном острове в русле Днепра и именуется Никола на Водах. Эту уникальную церковь построили в 2005 году.
Ильинский храм считается древнейшим на Подоле и одним из самых старых во всем Киеве.Согласно “Повести Временных Лет”, написанной Нестором здесь еще в 945(?) году дружинники клялись в верности киевскому князю. Существует гипотеза, согласно которой первоначальную церковь во имя Ильи Пророка построили киевские князья Аскольд и Дир. Во время похода на Царьград они стали очевидцами Божественного чуда, под впечатлением которого приняли крещение, и, вернувшись в Киев, возвели Ильинский храм. Нынешняя каменная церковь насчитывает более 300 лет, колокольня и врата церкви сооружены И.Г.Григоровичем-Барским.Очень понравились современные мозаики
Очень понравились современные мозаики, установленные при входе в церковь. на одной изображена княгини Ольга…
на другой – Владимир Красно Солнышко.
В глубине Подола на ул. Спасской стоят старинные 2-хэтажные палаты с колоннами.Они были возведены в глубине двора и стоят наискосок от “красной линии” улицы. Это один из 18 домов, переживших пожар 1811 г. Согласно преданию – это дом И.Мазепы, что не подтверждается историческими документами.Сейчас здесь находится музей гетманства.
На Притиско-Никольской улице сохранилась старейшая в Киеве аптека, основанная немецким фармацевтом Бунге в 1728 г. Здесь можно купить лекарства и мыло ручной работы, но главное не в этом. Это одна из многих аптек-музеев, весьма популярных на Украине.
В подвале особняка устроена алхимическая лаборатория, подобная тем, где добывался философский камень и изготавливались эликсиры бессмертия.
В соседнем помещении устроена “хата” знахарки-травницы
А наверху можно посетить респектабельный кабинет преуспевающего фармацевта.
Аптека находится прямо у ворот Флоровского женского монастыря. Это не самое спокойное место на Подоле – то и дело подъезжают экскурсионные автобусы с надписью “Краевiд”, толкутся многочисленные нищие. Но для любителей старины, святынь и истории Церкви монастырь просто обязателен к посещению. Первое сохранившееся упоминание о монастыре относится к XVI веку. Согласно грамоте польского короля Сигизмунда III, адресованной киевскому воеводе князю Константину Острожскому девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется в потомственное владение или управление возобновившему его киевскому протопопу Якову Гулькевичу. Вплоть до начала XVIII в. монастырь был весьма захудалым, все его постройки были деревянными. В 1712 г. Петр I закрыл Вознесенский Печерский монастырь, поскольку его территория понадобилась для возведения арсенала. Сестры монастыря вместе со святынями и прочим имением были переведены на Подол, во Флоровский монастырь. Возможно, определенную роль в закрытии Вознесенского монастыря сыграло и то, что его настоятельницей была игуменья Магдалина, в миру мать И. Мазепы. Соборная Вознесенская церковь была построена в камне в первой трети XVIII в. и освящена в 1732 г.В пожар 1811 г. монастырь сгорел, остался лишь поврежденный огнем Вознесенский собор. Монастырь был восстановлен после пожара архитектором Андреем Меленским. Он построил замечательную Воскресенскую церковь в форме ротонды, увенчанной куполом. Монастырь был закрыт при советской власти в 1929 г. Служение было возобновлено в 1941 году во время оккупации и более не прерывалось, несмотря на хрущевские гонения, размещение в монастыре протезной фабрики и аннуляции прописки у сестер монастыря в начале 60-х гг XX века. Флоровский монастырь примечателен тем, что именно отсюда начался путь к святости Прохора Мошнина, вошедшего в историю русской святости под именем Серафима Саровского.
Возвращаясь от монастыря на Контрактовую пл можно увидеть еще одну замечательную церковь Подола – Успения Богородицы Пирогощу. Она была поставлена в начале XII в князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями Владимира Мономаха. Непривычное на современный слух прозвание “Пирогоща” вероятно происходит от слова “пирготис”,т.е. “башенная”. Так именовались иконы, на которых были изображены башни. Икона почиталась чудотворной. Каждый, кто возвращался в Киев после долгого и опасного путешествия, должен был отслужить молебен у этой иконы. Богородица Пирогоща упоминается в “Слове о полку Игореве”:
Девицы поют на Дунае
Вьются голоси через небо до Киева
Едет Игорь по Боричеву
Ко святой Богородице Пирогоще
Страны рады и грады веселы.”
Есть и другая версия, согласно которой храм был возведен на средства купцов, торговавших хлебом. “Гоща” – производная от слова “гость”, т.е. купец, а “пир” связывают или с греческим переводом слова “пшеница” или с древнерусским “пиро” – рожь, мука, пирог.
Церковь неоднократно перестраивалась: в XVIII веке хорошо знакомым нам И.Г.Григоровичем-Барским, а после пожара 1811 г. – Андреем Меленским.К сожалению, ни древность, ни упоминания в Ипатьевской летописи и “Слове о полку Игореве” не спасли церковь от разрушения в 1936 году. Сейчас на месте древней церкви стоит новодел 1998 года, выглядящий довольно странно благодаря своему “древнерусскому” облику.
Покидая Контрактовую площадь, стоит еще обратить внимание на живописный ансамбль бывшего Греческого монастыря. Первоначальная греческая церковь св.Екатерины в Киеве была деревянной. В 1738 году по прошению игумена Преображенского монастыря Синайской горы Евгения и при содействии преосвященного Рафаила Заборовского греческая община в Киеве получила указ о строительстве каменного храма. Монастырь несколько раз менял свое местоположение и оказался на Контрактовой площади после пожара 1811 г. Монастырские постройки были реконструированы в начале ХХ века. Колокольню возвели по проекту Л.Эйснера, а соседний корпус построил знаменитый мастер эпохи модерна Ф.И.Лидваль. Монастырь не сохранился до наших дней, его здания занимает Национальный банк Украины. Далее пересекаем древний Боричев узвоз
и попадаем на улочку Боричев ток.Здесь вовсю буйствуют краски осени.
и стоит старинный Покровский храм, построенный в 1766г И.Г.Григоровичем-Барским на месте армянской Покровской церкви. Приземистая 2-хярусная колокольня (слева) относилась к несохранившейся церкви Николы Доброго, в которой венчался М.А.Булгаков.
По тихому провинциальному Боричеву Току можно выйти на Почтовую пл., миновав
забитую транспортом ул.Сагайдачного. Почтовая пл. была названа по станции почтовых дилижансов. Когда то вокруг скромного одноэтажного здания почтовой станции теснились конюшни и каретные сараи. Их снесли, когда строили станцию метро “Почтовая площадь”.
Площадь окружают разностильные здания, включая роскошную, стилизованную “под модерн” гостиницу “Ривьера”.
Но самая главная здесь – Рождественская церковь,которую в Киеве зовут “Шевченковской”. Изящное здание в стиле классицизма построил Андрей Меленский в 1809-1814 гг. Подобно многим другим памятникам церковного зодчества, храм Рождества Христова на Подоле был разрушен в 1935 г. Церковь была отстроена заново в 2002-03 гг.
Церковь стали именовать “Шевченковской” после прощания с прахом Т.Г.Шевченко, когда гроб с его телом перевозили из Санкт-Петербурга в Канев. Прощание с Кобзарем собрало огромную толпу. К 4 часам, когда была назначена панихида и вынос гроба к пароходу, не только церковь, но и двор оказались битком набиты. Когда кто-то из несведущих поинтересовался, кого же хоронят при таком стечении народа, то получил ответ:”Мужика, но чин при ём генеральский”.
От Почтовой площади можно легко подняться на фуникулере к Михайловскому Златоверхому монастырю.