....а начнем мы, пожалуй, со свежего фельетона Игоря Плисюка...
Грустный фельетон о патриотизме одесском
Не стану открывателем Америки, сказав: патриотизм бывает не только по отношению к стране, но и к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. И одесситы в этом отношении всегда славились особой преданностью своему городу.
Вот только в последнее время, когда само понятие патриотизма на Украине претерпело уродливую трансформацию, превратившись из любви к своему в ненависть к ещё вчера близкому, а сегодня — как бы резко ставшему чужим, наши местные патриоты раскололись на две враждующие части. Одни с каким-то болезненным упоением ухитряются совмещать вопли о своих небывало высоких чувствах к «Одессе-Маме» с самым низкопробным шовинизмом, плавно переходящим в маниакально-истерическую ксенофобию. Другие — вопреки всем отстаивают то немногое, что ещё осталось от духа истинной Одессы. Города, по происхождению своему рождённого Империей, но впитавшего в себя традиции разных народов и религий. Города, бывшего столетиями и одними из ворот в огромный мир, и мостом между Россией и Европой, Азией, Африкой и Америкой. Города, где смешение кровей и культур дало невиданный по своей плодотворности результат. И где ксенофобия и любой национализм всегда были объектом всеобщего презрения и насмешек. А любовь к Маме — вовсе не противоречила беззаветному служению Отечеству большому… Но тем не менее, именно та, лучшая и верная заветам предков часть одесситов, которая не идет на поводу у оголтелой пропаганды, сегодня именуется не патриотами Одессы, а «сепаратистами». И это притом, что как раз сепаратизм-то абсолютно чужд самому смыслу существования нашего города, изначально заложенному с первых дней. Желаете убедиться — извольте!
Город-прагматик и мечтатель
Итак, зачем была основана Одесса на месте маленькой турецкой крепостцы Хаджибей? Прежде всего — как новые, южные ворота Империи. Порт, которому суждено было стать центром экспорта хлеба и иных товаров южных губерний в Средиземноморье, а потом и дальше — вплоть до Америки и Дальнего Востока. И импорта со всего мира «колониальных товаров», мануфактуры и прочего надобного огромному сообществу. Удачное геополитическое положение на карте Империи и Европы позволило за уникально короткий срок сотворить истинное чудо. В ещё недавно глухой степи у моря возникла та самая Южная Пальмира, которую до сих пор не могут превратить в захолустную Коцюбиевку. Здесь сошлись абсолютно неимоверные права правителей, наделенных полной свободой действий и подбора необходимых кадров для создания города-мечты. Ведь и Ришелье, и Воронцов, и их последователи собрали со всего мира людей, которые были необходимы для создания тог сообщества, коему удалось сотворить феномен Одессы. Здесь люди были освобождены от тяжких налогов Европы и они не знали крепостного права России. Здесь держава дала полную возможность реализоваться духу предпринимательства, и при этом не драла кабальных налогов. В результате — при всех перипетиях истории, город наш крепчал и становился не только центром торговли и мореплавания, но и культурным, научным, промышленным, и просто цивилизованным центром юга Империи… Держава имела и возможность, и желание дать вырасти настоящей жемчужине в своей короне.
Нужно ли рассказывать вам обо всей истории нашей Мамы? Ведь даже сокрушительные бури революции не сломали основного: роли Одессы в новой, но не менее мощной державе. Правда, в культурном смысле перемены были болезненны. Ведь из третьего города Империи Одесса превратилась в один из областных центров Украины. Да, Советской. Но… неразумная украинизация разом вытеснила отсюда ту самую блистательную Одесскую плеяду писателей — от Бабеля до Катаева и Ильфа с Петровым. Они были людьми, поддержавшими глобальные перемены, но вовсе не желали становиться украинцами. Нет, я не намерен осуждать прошлое — дело это бесплодное. Но факты есть факты! И то, что советская эпоха одновременно продолжила мощное развитие нашего города, ставшего центром и торговли, и мореплавания, и науки, — сущая правда. Как и то, что именно тогда под Одессой была заложена огромная мина. Мина провинциализации — вытеснения духа интернационально-европейского неким хуторянством. Украинизация города — имперского космополита дала в итоге плоды страшные: то, что мы видим сегодня.
Большая Коцюбиевка вместо Одессы
Нынешние патриоты, точнее, те из них, кто слегка «нахватан» в истории, готовы возопить, цитируя Дж.Ф Кеннеди: Не спрашивая, что сделала Америка для тебя, скажи, что ты сделал для неё! Но здесь — ответ суров как взгляд старого биндюжника: А что сделала с Мамой незалежная Украина?! Первым долгом — уничтожила мощнейший, самый большой в мире торговый флот. Свела на нет великолепный промышленный потенциал Города. Напрочь разорила всю развитую курортную инфраструктуру… Куда не кинь — всюду полное, системное разорение. Красивейший город страны и Европы превратился в руины. Рушатся прекраснейшие памятники архитектуры, исходят на нет вузы и последние очаги культуры… И тех, кто посмел противостоять этому — просто убивали, вопреки всем нормам европейским и просто людским. Нет, я отнюдь не призываю к пресловутому сепаратизму, и по одной причине: Одесса — город, который состоялся во всех смыслах как неотъемлемая часть огромной страны. Как часть организма, ответственная за обмен и коммуникации. Вне этой функции она просто погибнет, задохнувшись без обмена веществ… И неужели нынешние власти не понимают этого?! Или им уже всё равно?
Ведь настоящие одесситы всегда были не только лихими коммерсантами и юмористами, но и храбрыми воинами своего Отечества. От юного прапорщика Щёголева, русского мальчишки, спасшего город в Крымскую войну от англо-французской эскадры с командой инвалидов и допотопными пушками — до караима Родиона Малиновского, маршала, взявшего Маму без бомбёжек и разрушений. От сына румынского беженца Александра Маринеско, ставшего величайшим подводником всех времен — до простого пацана Яши Гордиенко, не предавшего своих товарищей по подполью и пошедшему на смерть… Все они были патриотами Одессы и верно служили Отечеству, процветавшей частью коего был их родной Город. Так ли сегодня?
Так неужели им нужны фальшивые «патриоты», рвущие на груди декоративные тельняшки за иудины сребреники, а не те, кто ещё может вернуть Одессе былую славу и процветание. И не только ведь ей! Нет Одессы без большой и сильной страны, так уж она задумана с рождения. Но что за страна, которая губит свою жемчужину и кормилицу?! Ведь сильная держава поддерживает и развивает все свои части, не боясь процветания в многообразии. Слабая — пытается душить всё, что не укладывается в прокрустово ложе убогой мононациональности. Нужно ли говорить, к чему это приводит?
Автор: Игорь Плисюк