По транспорту.
Транспорт муниципальный это ГУП. Источники финансирования - реализация услуг пассажирам, бюджетное финансирование, заемные средства, прочее (реклама).
У ГУПа должна быть инвестиционная программа. А у бюджета города (профильного комитета по финансам) адресная программа. По разному их называют, но суть одна.
ГУП планирует сколько каких расходов капитального характера произвести. Это заменить, это отремонтировать, это купить. Делают как правило ее технари. Потом финансисты ГУПа пытаются ее закрыть источниками. Планируют сколько за счет собственных средств, сколько истребовать от государства. сколько через лизинг...
Профильный комитет по финансам собирает все это от ГУПов и начинает распределять бюджет. Естественно, не хватает. Сортирует по приоритетности. И соответствующему ГУПу выделяют какую-то сумму.
Получив урезанную сумму ГУП начинает корректировать инвестпрограмму, это сокращают, это убирают. ГУП сам выбирает приоритет, что никак нельзя сократить, что можно.
Так вот ГУПы зачастую демонстрируют потрясающую закрытость. Нет никакой информации об их инвестпрограммах в доступе и какими источниками они закрывают ее.
Мы в свое время вывешивали ее на сайте (это крайне нетипично было). Проводили через распоряжение правительства города. Там были цифры все - столько надо купить и чего. Такие источники финансирования. Под каждую закупку, расход формировали источник.
У нас была на три года инвестпрограмма 102 млрд. руб. (примерно 60 млрд. мы за счет собственных средств финансировали, 40 пытались истребовать из бюджета) -последняя, с какой я работал. По росписи нам выделяли всегда меньше. Поэтому общую стоимость со 102 сократили до 80. Какие то расходы убирали на будущее, что-то откладывали на год, два, три. На самом деле очень неприятный и тяжелый процесс. По хорошему вызывали технического специалиста и допрашивали что можно, что нельзя убирать. По каждой статье.
Для транспорта в приоритете выполнение своего основного предназначения - перевозка пассажиров. Поэтому скорее всего в приоритете финансирование операционных расходов (топливо, зарплаты, коммуналка, ремонт..). Надо смотреть сколько генерирует ГУП от реализации собственных услуг, надо смотреть тариф на проезд - как он формируется, насколько покрывает операционные затраты.
К чему все это? Нужен хороший качественный аудит тарифной политики ГУПа раз в 5 лет (сейчас в городском хозяйстве пытаются такой горизонт планирования ввести). Тогда можно будет понять, есть ли возможность финансирования закупок нового транспорта. Может быть через лизинг проводить закупку нового транспорта с растягиванием платежей по нему на 5 лет?
ГУПы очень закрытая и инертная система. С ними огромная проблема. А уж какие там аффилиация всех и вся - сват, брат, кум, деверь... Свои клиниговые структуры, свои поставщики, свои ремонтники, свои аутсорсеры (есть ли такое слово?).
Отредактировано Маджентис (2020-11-24 00:13:25)