И в перечне документов, который украинцы и белорусы будут представлять в специальные комиссии для освобождения от собеседования, значатся документы о получении образования в СССР до 1991 года, в РФ после 1991 года – либо же «в любой период – в странах, где русский язык имеет статус государственного». Это имеет отношение только к Белоруссии, в украинской же Конституции русский язык привязан к нацменьшинству. То есть выходит, что все те, кто получал образование в Украине после 1991-го, не смогут претендовать на упрощенную схему получения статуса НРЯ. И это прежде всего трудоспособная молодежь, которая как раз представляет наибольший интерес для РФ.
На данную проблему уже обратил внимание первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. По информации «НГ», она будет обсуждаться на одном из предстоящих заседаний этого комитета.
Как пояснила «НГ» замглавы Института стран СНГ Александра Докучаева, когда правительство вносило в ГД соответствующий законопроект о льготах для украинцев и белорусов, оно не пояснило депутатам дальнейшую процедуру его реализации через подзаконные акты. В пояснительной же записке к законопроекту, заявила Докучаева, «не было ни слова о том, какие поправки планируются в подзаконные акты, на которые депутаты уже не могут повлиять». Не было ни намека на то, что у украинцев и белорусов будут спрашивать какие-то документы, чтобы те могли не идти на комиссии, подчеркнула она.
В документе говорилось лишь об освобождении от собеседования тех, кто «свободно владеет языком». И поэтому создалось впечатление, что речь идет обо всех гражданах этих стран, которые близки россиянам по культуре и, конечно, хорошо говорят по-русски, напомнила Докучаева. «Вот депутаты, поддерживая тот законопроект, и полагали, что в Белоруссии и Украине живут такие люди, которые априори являются носителями языка, а потому и не стоит загружать комиссии собеседованиями с ними», – заметила она. Но оказалось, что чиновники вложили в это понятие куда более узкий смысл. И получилось, что «свободное владение» тем же украинцам еще предстоит доказывать, представив комиссии справку, что они окончили либо советскую школу, либо обучались на территории РФ.
Это, по ее расчетам, существенно ограничит круг тех, кто по идее мог бы претендовать на упрощенное получение статуса НРЯ. И МВД, сказала Докучаева, в подготовке такой расшифровки нормы закона сложно винить – ведомство лишь описало «те процедуры, которые свидетельствуют о сказанном в законопроекте порядке действий». Проще говоря, на потенциальных НРЯ распространена общая норма, действующая для прочих процедур получения гражданства. Аналогичным документом об образовании свое владение языком сейчас подтверждают заявители на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство. А если справки нет, то человека направляют на сдачу комплексного экзамена, пояснила Докучаева.
Она напомнила, что вообще-то не так давно Путин критиковал чиновников за «точечные решения проблем». Однако перед нами очередной пример «латания дыр». И вместо существенного послабления для украинцев правительство в реальности упрощает жизнь мизерному количеству людей, которые считают себя соотечественниками россиян. А ведь именно граждане Украины являются для России «основным миграционным ресурсом», именно из этой страны в РФ едут десятки тысяч людей, желающих получить гражданство. Из Белоруссии же их приезжает в год всего несколько сотен человек.
При этом Докучаева поставила вопрос: почему тогда не дать возможность получить статус НРЯ гражданам и других постсоветских республик, получавших образование в СССР или РФ? Ранее у чиновников было опасение, что за взятку данной упрощенной процедурой сможет воспользоваться большое количество приезжих из стран СНГ, не знающих русского языка, но желающих получить гражданство. «Но если у людей есть документы об образовании на русском, то, значит, они действительно владеют языком, почему же не открыть им доступ?» – подчеркнула она.
Вместе с тем, напомнила Докучаева, к потенциальным получателям статуса НРЯ есть и еще одно документарное требование. В комиссии нужно приносить справки, доказывающие принадлежность человека к территориям, входящим сейчас в РФ. Мало того что такое условие отсекает, например, большую часть соотечественников из Украины, вообще непонятно, какие сейчас могут быть найдены доказательства из времен до 1917 года, возмутилась замдиректора Института стран СНГ.