Могилу автора повести «Зелёный фургон» нашли в Новосибирске после 5 лет поисков
Могилу Александра Козачинского — писателя, а также бывшего инспектора одесского уголовного розыска, бывшего главаря банды налётчиков и футболиста — нашли в Новосибирске на Заельцовском кладбище после пяти лет поисков.
Об этом сообщили во Всемирном клубе одесситов.
В сообщении говорится, что автор повести «Зелёный фургон» Козачинский был эвакуирован в Новосибирск, где умер 8 января 1943 года от туберкулёза. Захоронение нашли новосибирские общественники по просьбе одесского активиста, ученого Михаила Пойзнера, обратившегося в «Библиотеку сибирского краеведения».
Новосибирцы активно откликнулись на призыв о помощи. Поиски продолжались 5 лет, а нашли могилу почти одновременно: в редакцию сайта «Библиотека сибирского краеведения» пришли сообщения от двух жительниц Новосибирска, сообщает «Интернет-журнал Сиб.фм».
Лилия Антипова сообщила, что точно знает, где похоронен Александр Козачинский: его могила находится рядом с захоронениями её родных.
Второе письмо поступило от Лидии Мацько-Королёвой. Вместе с мужем они изучили архивные письма и нашли уцелевший памятник. Надгробие выделяется на фоне типичных сибирских постаментов. Выполнено оно в форме дерева с обрубленными ветками (что говорит о том, что у покойного не осталось потомков. — Ред.). С большим трудом разобрали уцелевшие буквы: «...оветский пис...ель ..ександ..КОЗАЧИНСКИЙ...» и ниже цифры: «03 — ».
В администрации Заельцовского кладбища сообщили, что в реестре это захоронение числится как безымянное, однако 7 мая на основании свидетельства о смерти писателя и уцелевших надписей информация была внесена в базу погоста.
«Всемирный клуб одесситов» взял на себя заботы о благоустройстве памятника и восстановления на нём имени писателя.
Александр Козачинский родился в 1903 году в Москве. Вскоре его отец заболел туберкулёзом, и в 1909 году семья переехала в Одессу к родственникам и поселилась на Софиевской улице.
Александр поступил в 5-ю Одесскую классическую мужскую гимназию (нынешнее здание Одесского сельскохозяйственного института на углу Гимназической и Пантелеймоновской), где его одноклассником и другом стал Евгений Катаев – младший брат Валентина Катаева (и прототип Павлика из «Белеет парус одинокий»).
С 1919 года Козачинский стал конторщиком уездной милиции. Он играл за одесскую футбольную команду «Чёрное море», был голкипером.
С 1920-го стал инспектором уголовного розыска 3-го района Одессы (раскрыл дело налётчика Бенгальского). Попал под суд за должностные преступления, но добился пересмотра дела и оправдательного приговора. Продолжил службу инспектором уголовного розыска 1-го района Балтского уезда Одесской губернии.
Вскоре Александр бросил службу, похитив вместе c немецким колонистом Фечем фургон с зерном, предназначенный в качестве взятки начальнику Балтского отдела милиции. Организовал банду из немецких колонистов и бывших белогвардейцев (около 20 человек), которая базировалась в районе посёлка Люстдорф. Его антисоветски настроенные жители поддерживали налётчиков. Козачинский лично планировал и возглавлял разбойные нападения на районные конторы, поезда и зажиточных хозяев. При этом он пользовался большим авторитетом у бандитов и местного населения.
В 1922 году при попытке продать на Староконном рынке лошадей, угнанных из лазарета 51-й стрелковой дивизии, Козачинский и часть его людей попали в милицейскую засаду. Во время погони с перестрелкой Козачинский узнал в одном из инспекторов уголовного розыска своего гимназического друга Евгения Катаева и сдался ему.
На суде Александра приговорили к расстрелу, однако с помощью Катаева–младшего дело пересмотрели и расстрел отменили. Через 3 года Козачинский освободился по амнистии. По совету Евгения Катаева, который уже работал в Москве, он тоже переехал в столицу, где они оба работали репортёрами в газете «Гудок».
В 1937 году Козачинский опубликовал несколько рассказов о лётчиках, а в 1938-м по настоятельной просьбе Евгения Катаева (Петрова) написал повесть «Зелёный фургон», впоследствии неоднократно экранизированную. Сюжет во многом связан с событиями жизни автора. В «Зелёном фургоне» Евгений Катаев угадывается в милиционере Володе Патрикееве, а сам Козачинский — в Красавчике.
С началом Великой Отечественной войны Козачинского не призвали в армию по состоянию здоровья. Он эвакуировался в Новосибирск, где в 1943 году умер. Точное место его захоронения не было известно до последних дней.
Отредактировано Лысый (2019-05-19 01:55:51)