Краткий исторический ликбез от одесского журналиста Юрия Ткачёва.
«Есть такой гнилой дискурс. Мол, Великая Отечественная война — выдумка советских пропагандистов, а на самом деле никакой Великой Отечественной войны не было, а была лишь советско-немецкая кампания Второй Мировой войны.
Как правильно отвечать на эти закидоны? Примерно следующим образом.
Да, Великая Отечественная война является частью Второй Мировой. Это правда. Однако для нас эта часть имеет настолько большое значение, что мы выделяем её в отдельное событие.
Потому что именно с 22 июня 1941-го по 1945-й решался вопрос о самом физическом существовании народов, населявших территорию СССР.
В случае победы Третьего Рейха большая часть этих народов была бы уничтожена, оставшиеся низведены до положения бесправных рабов.
Вопрос о том, будет ли так, был поставлен в 41-м (не в 39-м), и чёткий и недвусмысленный ответ на него был окончательно дан в ночь с 8 на 9 мая 1945.
Когда мы отмечаем победу в Великой Отечественной войне 9 мая, мы отмечаем именно это.
Что же касается событий 1939–1941, а равно и мая—августа 1945, то это, конечно, тоже очень важно: например, для Франции, Бельгии или Голландии, Дании, Японии. Китая и так далее.
Мы, собственно, и не заставляем их отмечать 9 мая или скорбеть 22 июня. Это дело добровольное. Но и им следует с пониманием отнестись к тому, что 22 июня или 9 мая для нас имеет большее значение, нежели 1 или 2 сентября.
Те, кому чужая история ближе своей, также в принципе имеют право придавать сентябрьским датам большее значение. Это их право.
А наше право — посылать их на три буквы всякий раз, когда они рассказывают нам, что мы празднуем и скорбим неправильно.
Продолжим серию материалов «как надо отвечать на предъявы по поводу 9 мая» советом: как отвечать любителям рассказывать про то, что «СССР вступил во Вторую Мировую войну в 1939-м на стороне Гитлера, напав на Польшу».
Собственно, всё очень просто. Если СССР «вступил во Вторую Мировую войну», да ещё и «на стороне Гитлера», то, надо полагать, гарантировавшие суверенитет Польши Англия и Франция немедля объявили ему войну? Да хрен там.
Более того, выступая по радио 1 октября 1939 года, Черчилль заявил: «Fact that the Russian armies should stand on this line was clearly necessary for the safety of Russia against the Nazi menace».
Перевожу: «То, что русские армии должны были встать на этой линии, было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы». Короче, кто-кто, а Черчилль уж точно не считал Польский поход «вступлением СССР в войну на стороне Германии».
Я вам больше скажу: даже сама Польша войну СССР не объявляла. И более того, узнав о вторжении, польский главнокомандующий Радзь-Смиглы приказал войскам не вступать в боевые действия с Красной Армией, за исключением случаев, когда советские солдаты будут пытаться блокировать и разоружить отступающие польские части, а сосредоточиться на сопротивлении немцам.
То есть, даже поляки, хотя по понятным причинам были не в восторге от действий Советов, «вступлением в войну на стороне Гитлера» происходящие события не считали.
При этом следует учесть, что вышеозначенные решения польское руководство принимало уже в вагоне идущего в Румынию поезда.
Итак, чисто по формальным признакам: нет, Польский поход не был актом вступления СССР в войну, так как после него ещё долгое время СССР не находился в состоянии войны ни с одним государством в принципе, и с Союзниками — в особенности.
В той же логике можно «датировать» начало 2-й Мировой войны 1 октября 1938 года, когда Германия аннексировала Чехословакию.
И констатировать, что Польша вступила в эту войну на стороне Германии, оккупировав Тешинскую область. Понятно, почему люди с хорошими лицами этого не делают.
Рассуждая в более широком смысле, можно поговорить о том, кому пошли на пользу, а кому повредили действия СССР в 1939 году.
Помог ли СССР Гитлеру разбить Польшу?
Точно нет: Гитлер определённо справился и сам.
Факт того, что о советском вторжении польское правительство узнало, уже пересекая румынскую границу, говорит об этом достаточно красноречиво.
Зато в результате Гитлеру не достались обширные территории Западной Украины и Белоруссии. Позже, в 1941 году, наличие этих территорий, которые немцам предстояло захватить, дало СССР несколько дополнительных недель, которые сильно пригодились и под Москвой, и под Сталинградом.
То есть, косвенным образом действия СССР уменьшили выгоды, которые получила Германия от разгрома Польши и усилили позиции антигитлеровской коалиции с точки зрения 2-й Мировой войны в целом.
Процитированное выше выступление Черчилля является выражением этой самой мысли».
Источник: https://rusvesna.su/news/1557254861