17 марта, в праздник Торжества Православия, в Киеве состоялся Крестный ход прихожан УПЦ (МП), на котором мирским чином была зачитана анафема "стамбульскому лжепатриарху Варфоломею".
Более двух тысяч киевлян приняли участие в Крестном ходе в честь праздника Торжества Православия, которым завершается первая неделя Великого поста.
В пределах лавры Крестный ход возглавил предстоятель УПЦ (МП) митрополит Киевский Онуфрий.
От лавры до памятника князю Владимиру шествие вёл глава Союза православных братств Валентин Лукияник.
Мирянским чином был совершен молебен на Торжество Православия с традиционным возглашением анафемы гетману Мазепе, Михаилу Рагозе (основоположнику Брестской унии) и Михаилу Денисенко ("почетному патриарху Святейшей церкви Украины Филарету").
В этом году также была отдельно зачитана анафема Варфоломею как "раскола вселенского православной церкви учинителю, канонов церковных и преданий отеческих разрушителю, властолюбия папского подражателю и церкви русской ненавистнику; митрополии Киевской в руки раскольников предателю и еретиков возглавителю; междоусобной брани в стране нашей возжигателю, прещений законных беззаконного упразднителю, под ту же анафему самохотно впавшему; осквернителю кафедры святых святителей престола Нового Рима".
Как пояснил замглавы Союза православных братств Владислав Пустовой, "по апостольским правилам и по самому принципу соборности православной Церкви, для одобрения рукоположения в епископы, равно как для осуждения деятельности того или иного епископа, требуется одобрение/неодобрение церковного народа, выражающееся в возгласах "аксиос" ("достоин") или "анаксиос" ("не достоин"): "Без этого рукоположение недействительно. Таким образом, анафема Варфоломею, зачитанная на молебне мирянским чином означает побуждение священноначалия к провозглашению анафемы на епископском уровне. Это первый необходимый и, главное, решающий шаг для этого".
Отметим, что Священный Синод РПЦ еще 15 октября констатировал: "Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, - все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и… делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами".
Таким образом один из руководящих органов РПЦ уже признал Константинопольский патриархат находящимся вне Церкви. Но закрепить это решение должен архиерейский собор. К нему и адресовано послание православных киевлян, молившихся 17 марта на Торжество Православия.