Это будет не отчет, а, скорее, краткий обзор. И в первой части я расскажу о круизах вообще. Фотографии будут смешанные, то из одного круиза, то из другого. Если кто-то является опытным круизером, то первую часть можно смело пропустить.
Как и для большинства советских людей, для меня круизы олицетворял незабвенный «Михаил Светлов». Но в те времена такой вид отдыха был для меня маловероятен. Потом было не до отдыха вообще, а с середины 90-х заграница открылась и для нас. Но сначала мы ездили в автобусные туры. И вот, будучи в Венеции, мы на вапоретто отплыли с площади Сан-Марко до автостанции. И вот плывем мы по лагуне, а навстречу нам так вальяжно выходит сверкающий белый красавец-лайнер. И мы такие маленькие, а он такой огромный. А на его палубах нарядные смеющиеся люди машут нам руками. Ну и мы им помахали тоже. И так эта картина мне в память врезалась…
И только несколько лет назад мы поняли, что круизный отдых вполне доступен людям со средним достатком. И рискнули. В первый раз было все сложно и страшно: бронировать через американского агента; выяснять, что можно, а что нельзя; определяться с правилами поведения и стилем одежды. И оказалось все не так страшно.
Итак, что нужно знать, если вы в первый раз собираетесь в круиз:
1. Определяетесь с маршрутом и продолжительностью круиза.
Маршруты есть абсолютно любые. При выборе нужно смотреть, какие порты захода и сколько дней в море. Понятно, что в Трансатлантике почти все дни морские, но, к примеру, по Средиземному морю желательно, чтобы портовые дни перемежались с морскими, иначе очень тяжело будет. К примеру: 2-3 дня портовых – 1 морской – затем снова 2-3 дня портовых и т.д.
Для нас оптимальная продолжительность круиза 12-14 дней. Меньше – мало, только-только вошли во вкус, и уже пора расставаться с лайнером. Больше – начинает надоедать. Но тут каждый решает сам.
2. Тип лайнера
Я лайнеры делю на малые, средние и большие. Малые до 2 тыс. пассажиров. Средние от 2 до 4 тысяч, большие – 4-6 тысяч пассажиров. Несмотря на то, что 6 тысяч кажется огромной цифрой, но на лайнере они все рассасываются, этому способствует огромное количество баров, магазинов, казино, есть театры, и бассейны, тренажерные и и компьютерные зал. Есть и детские клубы: родители могут оставить там ребенка, а сами предаться радостям жизни. Проблема может быть только при входе-выходе в портах. Как правило, они осуществляются через 1-2 входа, причем при высадке у каждого сканируют корабельную карту (чтобы знать, кто вышел), а при возвращении на корабль кроме карты через сканеры пропускают и вещи пассажиров и их самих, как в аэропортах. Процедура довольно длительная, и поэтому на больших кораблях могут быть очереди. Но не факт: в июне мы были на MSC Seaview, где 5.5 тыс. пассажиров, но организация была такая, что очередей и толкучки не было нигде.
MSC Seaview издалека (вблизи в кадр не лез)
Наш любимый формат – малые корабли. Там как-то все уютно, по-домашнему. И для персонала через пару дней ты становишься не пассажиром, а гостем: знают, как тебя зовут, и что ты любишь, и о чем с тобой можно поговорить.
Наша "Рапсодия" (Роял Карибиан)
3. Что входит в стоимость.
На всех лайнерах в стоимость входит:
- проживание
- питание (почти круглосуточное)
- развлекаловка.
- портовые сборы
- налоги.
А дальше уже нужно смотреть. На большинстве лайнеров из напитков включены только чай-кофе (плохой)-вода – соки за завтраком-обедом-ужином, все остальное – за свой счет. А стоимость там неслабая: к примеру, на Ройял Каррибиан бокал пива порядка 6 долларов, коктейль – 7-10 долларов. Но на Ройялах разрешается при первой посадке принести 2 бутылки вина на каюту (крепкие напитки запрещено). Мы закладывали 2 бутылки вина в багаж, сдаваемый перед входом, 2 бутылки несли в ручной клади (не будут же они сверять, что в чемоданах, а что при себе), коньяк переливали в бутылки из-под чая Нестле (очень гармонирует по цвету) и несли в открытых карманах сумок.
А вот у немецких компаний напитки включены в стоимость. Причем, хорошие напитки. И в ресторанах, и во всех барах. И у испанцев (Пуллман-тур) напитки тоже включены. Есть еще компании с включенными напитками, но то элитные компании, стоимость круизов зашкаливает, и мы их для себя не рассматриваем.
Есть еще такое понятие, как чаевые. Почти во всех компаниях они обязательны и ты их можешь либо заранее оплатить при бронировании, либо тебе их включат в корабельный счет. Сумма чаевых у разных компаний разная, от 8 до 15 у.е. в день на человека. И только немцы принципиально не хотят платить чаевых, и на кораблях немецких компаний чаевых нет.
Платной может быть сауна. Опять же, у немцев она бесплатная, но она ж у них общая: и мужчины, и женщины, и дети – все вместе. На такое мы пойти не могём, поэтому сауна прошла мимо нас.
Есть на корабле и платные рестораны, но это для особых гурманов, нам и обычных хватало. Понятно, что платные услуги фотографов, спа-центров, парикмахерских.
4. Дресс-код
У элитных компаний (Кунард, Азамара, Селебрити, Холланд Америка) дресс-код серьезный. Особенно на Кунарде (лайнеры Куин Виктория, Куин Мэри и прочие Куины). Вечерние платья и смокинги с фраками обязательны. У компаний масс-класса (Ройял Каррибиан, MSC, Коста и т.д.) в ежедневной газете пишут, какой формат одежды на следующий вечер: формал или кэжуал. Формал – это какое-нибудь нарядное платье или блузка с юбкой/брюками для женщин и костюм для мужчин. Если кэжуал – то и джинсы подойдут. Но в шортах в ресторан нельзя.
Немцы и тут верны себе: никаких нарядов, одеваются, как удобно.
Вроде, все основное написала. Что касается нас, симпатии наши отданы немцам, а конкретно – компании ТУИ. Но и других мы не отрицаем бесповоротно, и при случае бронируем.