Отдельно стоит тема Олега Сенцова, и по нему в ближайшее время планируется отдельная статья, но, несмотря на всю неоднозначность его уголовного дела, действительно просто впечатляют упорство и шумиха, поднятая Украиной по поводу в недалёком прошлом практически никому не известного человека. И что самое интересное, мало кто из людей, выступающих за его освобождение, потрудился хотя бы поверхностно ознакомиться с содержанием самого приговора, равно как и с самими материалами уголовного дела. И вот в комментариях к посту Ткачёва явно просматривается тенденция по снижению внимания к теме обменов политзаключёнными, хотя в самой этой публикации автор достаточно чётко сформулировал вопрос по поводу различного подхода к проблеме противоположных сторон конфликта. Как внутри самой Украины, так и между двумя сопредельными государствами.
Что же касается дела Дениса Шатунова, то в предыдущих публикациях мы уже говорили о самой подоплёке спровоцированного уголовного преследования и последовавшем за ним приговором суда. Приговором, по которому за несовершённое преступление (!!!) человек получил 10 лет режима максимального уровня безопасности, то есть камерную систему. Десять лет ежедневных обысков. Десять лет с прогулкой один час в сутки. Десять лет без возможности смягчения режима содержания, поскольку упомянутая система не подразумевает поощрений.
Во всём цивилизованном мире человека не осудят, если попытка или же само преступление было спровоцировано работниками правоохранительной системы. В/на Украине, где весь политикум пропагандирует так называемые демократические ценности, вовсю работает правило, которое любят повторять силовики: «Если вы ещё не в тюрьме, это не ваша заслуга, а наша недоработка». И во всей своей неприглядности тезис этот начал работать после победы «революции достоинства» в 2014 году.
Всё население Украины, не принявшее новую власть, оказалось под ударом. Любого человека, под любым надуманным предлогом могут арестовать в любое время. Или спровоцировать на какое–либо высказывание и действие. А дальше по накатанной схеме: подброшенные улики, выбитые показания, угрозы родным и близким и многое–многое другое... Система отлажена и практически не даёт сбоев. Соответственно, на выходе —приговор суда на основании сфабрикованного обвинения. Так и произошло с Денисом Шатуновым.
Человек, который не смог смириться с убийством друга и имел неосторожность заявить о мести убийце, оказался в поле зрения спецслужб. И с этого момента арест, с последующим обвинением, стал просто делом времени. Могу с уверенностью и по личному горькому опыту заявить, что если бы не удалась провокация с так называемой подготовкой к заказному убийству, то запросто придумали бы что–то другое, не менее весомое, что запросто легло бы в основу уголовного дела. Но, к сожалению, у силовиков план сработал, и суд вынес обвинительный приговор. И, конечно же, за кадром осталась истинная причина, по которой Денис полностью признал свою вину. А это поистине неописуемое давление на него и членов его семьи: в ход шли все методы устрашения и психологического воздействия. Причём чистосердечное признание подразумевает смягчение наказания, а в реальности оказалось всё с точностью до наоборот. Как грустно шутят сами сидельцы, «каждое слово чистосердечного раскаяния прибавляет срок». И это правда. Хотя согласно закону, такая норма есть. Впрочем, кто в наше время и в нашей стране действует с оглядкой на законы?
На первый взгляд, статья, по которой осуждён Шатунов, является чисто уголовной, но люди, знающие как самого Дениса, так и всё, что происходило с ним и вокруг него до и после событий 2 мая 2014 года в Одессе, с уверенностью заявляют о политической составляющей произошедшего с ним правового беспредела. Настоящий патриот Одессы оказался за решёткой по уголовной, особо тяжкой статье. Хотя при желании вполне могли найти и политическую составляющую, осудив как за измену Родине, так и за сепаратизм вкупе с терроризмом. Примеров хоть отбавляй. Несколько тысяч. Но украинская фемида распорядилась иначе, и теперь, прямо и косвенно заинтересованные в судьбе Дениса Шатунова люди, изо всех сил пытаются доказать факт заполитизированности процесса и правого нигилизма в/на Украине.
Украинская сторона, несмотря на огромную массу фактов, доказывающих политическую составляющую дела, продолжает утверждать, что всё связанное с Шатуновым является банальной уголовщиной. Кто–то очень не хочет, чтобы Денис оказался на свободе. Кто?
На мой взгляд, причина кроется лишь в одном: истина о событиях 2 мая на данном промежутке времени не нужна очень многим, а Денис Шатунов мог бы многое рассказать, как осведомлённый и компетентный человек. Причём, правда может пролить свет на всё, что произошло, на то, что этому предшествовало, а также на то, что случилось после. Для очень многих людей, находящихся по разные стороны конфликта в/на Украине, это неприемлемо. Особенно в случае, когда человек сможет во весь голос заявить о своём видении произошедшего, и особенно, когда этот человек знает, о чём говорит, и имеет на руках доказательства преступления.
В/на Украине сложилась такая ситуация, при которой бал правит хуторянское меньшинство с праворадикальными взглядами. Пещерный национализм, базирующийся на ненависти к соседям и подменой истинной истории какими–то несуществующими в природе байками о величии нации, — путь в никуда. Новая полиция из–за элементарной неподготовленности и юридической безграмотности не в состоянии решать положенные по закону задачи. Ни одного дня не проходит на некогда мирной и толерантной территории без выстрелов или взрывов боевых гранат. Уже сами силовики на самом высоком уровне хватаются за голову и публично признают огромное количество смертельного оружие в частных руках. Государство добровольно передало монополию на насилие кучкам безграмотных отморозков.
На фоне всего этого тотального беспредела дело, сфабрикованное в отношении Дениса Шатунова, выглядит, мягко говоря, неубедительно. А если конкретизировать, то всё шито белыми нитками. От начала и до конца. Хотя срок реален. За преступление, которого не совершали.
В конце ещё раз хотелось бы всё–таки вернуться к посту Юрия Ткачёва и задать наболевший вопрос: когда вопросом обмена политзаключённых озаботятся власть имущие всех сторон конфликта, а процесс сдвинется с мёртвой точки? И почему весьма инертно выглядят попытки говорить об этой проблеме со стороны представителей РФ? Россия является гарантом выполнения Минских соглашений, в них прописана норма обмена политическими по формуле «всех на всех». И да, буквально на днях в ООН ещё раз подтвердили неуклонность следования курсу, прописанному в «Минске-2». Думаю, что, несмотря на деструктивную позицию Украины по многим вопросам, нужно больше огласки, а не кулуарности и закрытого режима с непонятными участниками, с непонятными полномочиями и непонятными вопросами, стоящими на повестке дня в рамках трёхсторонней контактной группы.
P.S. По моему мнению, в деле обмена Дениса Шатунова всё–таки произошли некоторые позитивные изменения, хотя бы в части того, что судьбой его озаботилась лично омбудсмен самопровозглашённой ЛНР Ольга Кобцева. Появилась надежда. Ведь до этих пор особых подвижек со стороны ДНР не наблюдалось. К сожалению...
Автор: Влад Воробьёв