На конкурс были выставлены заведомо провокационные фильмы:
"Война ради Мира" украинского режиссера Евгения Титаренко — добровольца батальона "Госпитальеры", входящего в запрещенную в РФ экстремистскую организацию "Правый сектор";
"Полет пули" снят российской гражданкой Беатой Бубенец, видимо, страдающей "стокгольмским синдромом" после общения в плену с "айдаровцами".
Обе ленты должны были демонстрироваться в кинотеатре "Октябрь" на Новом Арбате и в сети "Каро-фильм".
В анонсе к ленте Титаренко сказано, что она передает "историю об обычных людях, которые "стали добровольцами, чтобы защищать целостность своей страны". "Добровольцы" — это каратели из батальона "Азов".
Фильм Бубенец повествует о нелегких буднях другого фашистского батальона — "Айдар" (на него в СК РФ заведено уголовное дело), бойцы которого захватывают заложника на блокпосту.
Кто протестовал?
В конце ноября фильм "Война ради Мира" был снят с показа стараниями общественных организаций. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой направил депутатские запросы на имя министра культуры РФ Владимира Мединского и генпрокурора Юрия Чайки с просьбой проверить обе картины на признаки преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к экстремизму и публичные призывы к терроризму) и ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка)".
Показы "Полета пули" запрещены не были, они прошли в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Прокуратура культурной столицы не увидела в фильме ничего предосудительного. Но вот в Москве "пуле" "подставила грудь" группа активистов организации SERB (Русское освободительное движение) — "ополченцы Донбасса, русские ополченцы и ребята с Крыма", отметил организатор акции Игорь Бекетов.
После протестной акции, задержания и освобождения из-под стражи он сообщил прессе, что зарегистрировал в ОВД "Арбатское" заявление на организаторов "Артдокфест" с просьбой привлечь их к уголовной ответственности за разжигание национальной розни.
"В этом фильме, показ которого мы сегодня сорвали, попытка расколоть общество, а также в нем есть утверждения о том, что русских и россиян надо убивать", — объяснил Бекетов.
К режиссерам лент претензий нет, "каждый может обидеть художника", а есть претензии к государству, которое должно блюсти нравственность общества, если определять ее как систему поддержки целей государства.
Какие цели у нашего государства при освещении "украинского конфликта", мы видим на примере высказываний президента, на примере отнесения упомянутых батальонов к "террористическим". Почему же оно в этот раз осталось в стороне?
Где же государство?
"Правда.Ру" спросила двух режиссеров, которые возглавляли фестиваль в предыдущие годы, кто утверждает конкурсную программу и действует ли при этом цензура?
Как сказал "Правде.Ру" народный артист России Сергей Соловьев, председатель жюри "Артдокфеста" 2010 года, тогда государство поддерживало фестиваль, но это "по логике вещей", а официально он никого не видел. "Я был в жюри, выносил справедливые оценки.За это я отвечал и отвечаю. Видимо, сейчас за этим стоят различного рода политические силы. И я не готов комментировать это", — сказал наш собеседник.
Член жюри "Артдокфеста" 2014 года Андрей Бильжо заявил "Правде.Ру", что фильмы для фестиваля отбирают кинокритики, которых он знает, доверяет им и относится с "глубочайшим уважением", поскольку "они разбираются в том, что такое хорошее, что такое плохое кино, что такое правда, а что такое ложь".
Андрей Бильджо заявил, что не знает, присутствуют ли представители министерства культуры на просмотрах, так как "Артдокфест" — независимый от министерства культуры фестиваль.