Каратели вместо героев: Час освобождения придёт в Одессу
Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Молодой человек, вас таки интересует, как в нашей области обстоят дела с памятниками минувшего времени и нашего безвременья? – И я вам скажу! Знаете, есть такой жанр – трагикомедия. Когда смеешься сквозь слезы и плачешь, невольно хохоча. Когда идиотизм происходящего зашкаливает за все рамки разума, не говоря уж о приличиях… Судите сами!
Кодымский бред
Начну издалека: есть на севере нашей области такой райцентр – городок Кодыма. Когда-то – польско-еврейское местечко, основанное магнатами на границе нынешней Винницкой области. Всего-то девять тысяч жителей. Но… и тамошним «патриотам» неймется, а посему и решили они украсить свой центр цивилизации неким пантеоном национальной славы. Благо – досужих и охочих до казенной копейки «гениев-мытцив» в нашей провинции всегда хватало. И… создан был и одобрен местными властями прожект форменного иконостаса «борцов за свободу и независимость Украины» всех времен и направлений… Этакий паноптикум, олицетворяющий всю клиническую дикость ныне ставших официозом, и, что хуже, основой пропаганды и школьных программ, заведомо лживых, нацистских представлений о скорбной нашей истории.
Проект пантеона
Кто же там представлен в некоем кощунственном подобии иконостаса в качестве «борцов за «Украинскую самостийность»?! — И князь киевский Владимир Святой, немало бы удивившийся, узнав, что он был украинцем, и – два полных антагониста – гетмана – Богдан Хмельницкий, отец воссоединения двух ветвей народа русского – и его антипод. Многократный предатель Иван Мазепа… В той же компании, напоминающей Ноев ковчег – оказались и Тарас Шевченко, при всем своем радикализме, «самостийником» никогда не бывший, и диссидент Черновол, скорее всего, устраненный своими же «соратниками» за пристрастие к здравой идее федерализации Украины в весьма странной автокатастрофе .
И…г ауптман Абвера, кавалер двух Железных крестов Роман Шухевич! Тот самый соратник Бандеры, что летом 1941 был вдохновителем и организатором лютой гекатомбы омерзительного еврейского погрома во Львове, будучи заместителем командира пресловутого батальона «Нахтигаль». А позже – стал одним из самых страшных карателей в Белоруссии, уничтожавшим вместе со своими подчиненными из числа таких же бандеровцев-националистов, партизан да мирных жителей. Профессиональный террорист и нацистский выкормыш, закончивший перед войной немецкую радведшколу, готовившую террористов и диверсантов… Один из тех, кто резал с равной ненавистью и злобой евреев и поляков на Волыни. И своих же соплеменников-украинцев, только заподозренных в симпатиях к «клятым москалям и коммунякам».
Одним словом, не нашли кодымские ревнители национального благочиния более почтенной фигуры времен Великой Отечественной войны! Заметим, даже из числа жителей своего маленького городка, потерявшего сотни своих уроженцев на полях битв. И сражались они отнюдь не на стороне Третьего Рейха да его кровавых лакеев. Не нашлось места в этом странном пантеоне-паноптикуме и для настоящих украинских героев той войны – Сидора Ковпака, к примеру, или Ивана Кодежуба… Не пришло в замутненные националистическим бредом головы «отцов города» и то, что помпезное изображение махрового убийцы-антисемита Шухевича станет форменным кощунством в Кодыме, сотни евреев коей были зверски уничтожены немецко-румынскими оккупантами…
Но вернемся поближе к самой Одессе. И здесь блудливые ручонки национал-шовинистов жаждут заняться любимым делом – разрушением памяти нашей.
Неугодный памятник
Казалось бы, все, что напоминало о былой советской эпохе из числа ее монументов – уже уничтожено в ходе идиотической «декоммунизации». Но… зуд погромщиков-то требует новых жертв! И…один из них, некий «активист» Руслан Демчук, таки обнаружил крамольный объект!
…В пригородном селе Фонтанка, совсем рядом с городской чертой, с 1964 года стоит памятник воинам 249 полка НКВД. Прошу заметить, на нем изображен и символ сего столь ненавистного бандеровским последышам, советского «карательного органа». И… пишет оный борец с прошлым, цедулку в администрацию Лиманского (б. Коминтерновского) района с требованием немедля снести сей враждебный его мятущейся националистической душе, знак памяти. А не уберете – сами «проведем уличную люстрацию»!
И ведь то ли не знает этот Руслан подлинной, поистине, героической, истории этого полка, то ли – и впрямь, румынские оккупанты да их немецкие хозяева таки ближе бандеровскому последышу.
Не знает он и того, что в 1941 году в состав НКВД входила отнюдь не только политическая контрразведка и разведка внешняя, но и… вся система защиты правопорядка, включая и патрульную милицию, и уголовный розыск. Проще говоря – те, кто реально охранял порядок и жизни граждан страны от уголовного мира.
То, что 249 полк был скорее после начала Великой Отечественной сформирован из бойцов и командиров НКВД, — и простых милиционеров. И юных курсантов милицейской школы.
Два батальона его патрулировали город, борясь с уголовщиной, мародерами да диверсантами, а один, первый, под командованием старшего лейтенанта Ивана Крешевского – в середине страшного августа 41,когда город оказался на осадном положении, был выведен на боевые позиции в пригороде Одессы, Лузановке. И – выйдя в прямое соприкосновение с румынскими захватчиками на уровне Новой Дофиновки и Булдынки – почти две недели героически сражался с ними в неравных боях. При многократном превосходстве сил противника, легко вооруженные бойцы смогли умелыми действиями уничтожить ДВА БАТАЛЬОНА румын и крепко потрепать третий. Тыловые ночные рейды, отчаянные диверсии, лихость и самоотверженная храбрость бойцов, даже ранеными, даже исчерпав ресурс патронов, крушивших врага — когда ножами, а когда и голыми руками или саперными лопатками, наводили панический ужас на супостата. И позволили сдерживать оборону города до получения приказа об отходе. В итоге же – трофеями отступивших с честью, но непобежденных, бойцов и командиров 249 полка НКВД стали: 4 легких танка. 20 артиллерийских орудий и столько же минометов. 20 пулеметов и несчитанное количество винтовок и автоматов. В боях – потеряна была почти треть личного состава убитыми и тяжело ранеными, 96 человек…
А после, покинув Одессу буквально с последним пароходом, полк лихо сражался и при обороне Севастополя, и под Сталинградом…
Не правда ли, памятник этим храбрецам таки оскорбляет память наших патриотов! Впрочем, о какой памяти я говорю – их цель – уничтожить все то, что нам дорого и свято. И руководит ими одно: желание сделать из нас Иванов, родства не помнящих.
Только долго ли осталось этим манкуртам править бал? Тогда Одесса тоже оказалась под властью чужаков и предателей. Но – пришел час освобождения!