Одесса. Богатая дочь Российской империи и бесприданница Украины
Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Больно и трудно писать о родном городе, видя его катастрофическую деградацию и потерю самого смысла существования в нынешней тупиковой ситуации. И, тем не менее, это нужно. Потому, что урок того, как, казалось бы, заведомо «обреченный на успех», и более того, уже состоявшийся, урбанистический проект в руках алчных и бездарных дилетантов за минимальный исторический срок буквально сходит на нет, может быть полезен современникам и потомкам.
Итак, Одесса, по инерции все еще порой именуемая «Южной Пальмирой». Что осталось от ее былой славы и процветания после всего-то четверти века пребывания в независимой Украине. Что принес ей отрыв от матушки-России, породившей ее, а потом и от и Советского Союза, незадачливо одарившего новосозданную УССР, исторически и культурно с ней не связанной «третьей столицей империи». И, самое главное, каковы перспективы города, еще совсем недавно по праву претендовавшего на титул самого европейского из городов и старой России, и равноправного Союза, и новой Украины?
Для того, чтобы разобраться в этом, я вынужден буду делать краткие исторические экскурсы. Однако, дабы не превращать свой текст в подобие диссертации (ах, какая это «вкусная» тема для ученых!), буду избегать сухой цифири. Интересующиеся всегда смогут проверить мои выкладки по обильной информации, вполне доступной в Сети. Мне же важно – показать почтеннейшей публике основные тенденции — как былого бурного взлета города-проекта, так и его нынешней стремительной деградации. Итак, дамы и господа, вашему вниманию предлагается нечто на тему «Блеск и нищета без всяких куртизанок».
Часть первая. Порт, флот, и прочая торговля.
Прекрасное начало.
Зачем, в сущности, была основана Одесса на месте жалкой турецкой крепостцы Ени-Дунья? Ответ прост и ясен – Если Петр Великий с боями прорубил «Окно в Европу» на севере своей только рождавшейся империи, то Екатерина Великая – чинно сотворила южные врата уже состоявшейся империи, желая максимально использовать все преференции расширения оной. На Юге державы был создан порт, который должен был с одной стороны, открыть путь русскому хлебу, салу, и прочей прродукции страны, на рынки Турции, Леванта и всего Средиземноморья. Причем, с перспективой расширения связей вплоть до Америки…С другой же – через него хлынул товарный поток – от «колониальных»- пряностей да экзотических фруктов, вин – до продуктов современной европейской технологии – французской и британской мануфактуры, механики, сельхозтехники.
Город рос вокруг порта, бывшего его сердцем. Смыслом появления на свет Божий. И уже буквально через пару десятилетий после своего основания, Одесса не только перешла из разряда дотационных проектов на самоокупаемость, но и стала приносить весомую прибыль в казну. В лучшие времена ее существования в ХIХ веке – городской бюджет получал до 85 % своего наполнения за счет серьезной доли от разнообразных таможенных и портовых и «хлебных» (от экспорта зерна) сборов, шедших туда напрямую, минуя центр. Это положение началось со времен Ришелье и продолжалось в разных формах до конца царской эпохи. Держава давала развиваться своей богатевшей на глазах дочери. Причем, с самого начала города его наделенные огромными полномочиями и правами властители применяли то, что ныне именуется комплексным подходом. Есть порт? – Должен быть и свой флот, который станет приносить прибыли отечественным судовладельцам. Есть импортные и экспортные товары? – Местные предприниматели и казна могут и будут получать профит от их переработки вблизи порта, отправляя за кордон и в метрополию не только сырьё, но и готовые к употреблению товары. Муку, макароны, консервы, ткани, изделия металлургической промышленности. Именно это разносторонне развитие города позволяло ему с минимальными потерями переживать кризисные периоды – как, к примеру, Крымскую войну, в результате коей хлебный экспорт, бывший краеугольным камнем благосостояния, пошел на спад.
Уже к пресловутому 1913 году Одесса была не только городом-портом, но и портом приписки сотен судов нескольких мощных пароходных компаний, осуществлявших грузовые и пассажирские перевозки по всем направлениям – от ближнего Средиземноморья – до Америки и Дальнего Востока. И одновременно – крупным промышленным центром с развитой инфраструктурой.
Я сознательно не затрагиваю советскую эпоху, отметив лишь две основные тенденции. С одной стороны, при Советах продолжалось комплексное, разностороннее развитие города по всем направлениям, заложенным еще его отцами-основателями. С другой же, оказавшись в составе Украины, Одесса навсегда утеряла прямое поступление налогов в городскую казну, получив двух «хозяев-посредников» — Киев и Москву…
И настала «назалежность»…
Четверть века разграбления.
Именно так без всякого преувеличения можно назвать сей период новейшей истории нашего города. Получив в наследство от Союза разносторонне развитую экономику, Украина начала форменное расточение нажитого трудом и талантами предков. И Одесса стала концентрированным олицетворением сего бездумного и хищнического, антигосударственного подхода, парадоксально подтверждая навязываемый нам трескучий лозунг «патриотов»: «Одеса – це УкраIна». Да, в плане того, как за минимальный промежуток времени процветающий город оказался лишенным основных своих источников существования, а его жители – потеряли и работу, и надежду на будущее, наш город показателен именно как областной центр «незалежной державы».
Первым долгом – было разделено на акционерные компании, доведенные до банкротства, крупнейшее в МИРЕ Черноморское морское пароходство, в 1991 году насчитывавшее порядка 400 судов. От пассажирских лайнеров до грузовых судов всех типов. И провернули эту мега-аферу при первом президенте Кравчуке, причем при его непосредственном участии. Отнюдь не бескорыстном… Уничтожены были и мощная рыболовецкая флотилия «Антарктика», и китобойный флот.
Десятки заводов, работавших на и на весь Союз, и на ближнее, а порой, и дальнее зарубежье, быстро и весело, путем липовых приватизаций и рейдерских захватов, сошли на нет.
«ЗОР» и «Продмаш», снабжавшие сельхозтехникой и современными плугами весь Юг Союза и страны бывшего соцлагеря. «Краян», делавший современные портальные краны. «Агаровый», снабжавший уникальным агар-агаром кондитерскую промышленность и бывший основой продуктов для космонавтов… Перечислять можно долго. А итог страшен: разрыв связей с бывшими советскими республиками, и прежде всего, Россией, плюс – форменное расточение местных и киевских властей, в индустриальном плане отбросили Одессу (как и всю Украину!) едва ли не ко временам начала позапрошлого века. И это – при миллионе жителей, потерявших возможность применить свою высокую профессиональную квалификацию и образование.
Порт же – тоже терял грузооборот по вполне понятным причинам. В последние же три года – его потери за счет разрыва связей с Россией и потерю перевалки грузов и из нее, и в нее, носят порядки шести-, а то и —-семи-значных цифр. Наглухо встал Припортовый завод в городе-спутнике Одессы Южном, ведь он и был-то основан для переработки аммиака, шедшего по трубам из России. Стоит нефтеперерабатывающий завод. Замер Кабельный завод…
И даже знаменитый одесский «Толчок», «7-й километр», самый большой в Европе оптово-розничный рынок промтоваров, переживает стагнацию, за эти годы потеряв клиентов юга России, бывших его постоянными и крупнейшими закупщиками товара.
Можно смело сказать: благодаря неразумной политике Киева, Одесса за годы независимости потеряла львиную долю того, что приобрели поколения ее жителей за время пребывания в Российской империи и Советском Союзе. Последние же три года – нанесли ей удары особой силы. Ведь она стремительно теряет сам смысл своего существования – роль города-порта и посредника между едва ли не половиной мира и Россией. Россия-то легко находит иные пути экспорта и импорта, но что остается нм?! – Роль былой богатой барышни, которую алчные и неразумные опекуны-оккупанты буквально толкают на паперть или панель. Причем, эти «отцы нации» в своем варварском подходе к, казалось бы, неисчерпаемому источнику процветания, кое в чем превзошли даже румынских оккупантов. Те ведь, при всем своем хищничестве, норовили использовать все. что могло давать им прибыль, возомнив себя хозяевами Одессы. Эти – тупо грабят и разоряют ее, в последние три года отрубив последние источники – остатки старых, наработанных связей с Россией. Страной, бывшей матерью нашего города.
Увы, те же тенденции наблюдаются и в науке, просвещении да культуре.
Но это – тема отдельного разговора.