Культ предков: бесконечная жизнь из рода в род
05.06.2017 - 2:00
Режиссер и публицист Иван Охлобыстин — о памяти предков.
Принято разделять религиозный и культ предков, хотя последний часто укоряют в политеизме, что, разумеется, безумие.
Наши предки действительно незримо участвуют в нашей жизни, но отнюдь не в виде смешных привидений, а на уровне гордости за свою историю и унаследованной от вышеупомянутых предков ДНК.
Чего-чего, а с привидениями Святая Русь в особых связях не замечена. Побаивались вампиры-сосуны и «говорящие собачки» лишний раз на наши территории заходить. Вот туда — южнее, к полякам, этого добра сколько угодно. А к нам не суются. Видать, научены горьким опытом.
У нас свой тип мистицизма, основанный на трезвом размышлении и опытном взаимодействии с нашей бескрайней природой.
Поистине матушка Россия — один из главных побудительных инстинктов русского человека.
В правильном понимании термина русского — от чукчи до варягов. У каждого из оттенков этого культурного спектра в той или иной степени присутствует культ предков.
И вполне естественно, что праздник 9 Мая так пришёлся по душе русскому народу.
А уж по факту отмены коммунистического целеустремления тем паче дорог.
Что-то должно нас зримо объединять как нацию?!
Вера — дело личное, память — сокровище общественное. Удивительным образом эти «личное» и «общественное» матушка Россия сроднила ответственностью за судьбу огромных территорий, с которыми даже познакомиться обстоятельно русскому человеку непосильно.
Эта ответственность базируется прежде всего на памяти — сколько крови пришлось пролить, чтобы владеть этим бескрайним сокровищем. Общей крови.
Вторая мировая война по уровню потерь превзошла все вместе взятые предшествующие войны, окончательно сковала незыблемый монолит единства народов России. Русского народа.
Хулителей праздника Победы следует справедливо считать врагами русского народа и законодательно лишать возможности публично высказываться. Тут гуманизм во вред нашим детям. Чтобы уничтожить народ, достаточно сделать его детей циниками и растлить.
Сомневающихся необходимо утверждать в сакральной важности культивировать в себе уважение по отношению к своим предкам, а в текущей реальности — к своим родителям. Сделать незыблемым авторитет родного взрослого человека. Не подлежащим критике и осуждению, но побуждающим к искреннему послушанию.
Объяснить ребёнку внятно, всеми доступными способами: только если он будет слушаться своих родителей, его будут слушаться свои дети.
Снимать об этом фильмы, писать романы, петь песни. Про любовь к ближнему, короче.
Здраво при этом памятуя, что за любовь заграница не похвалит. За нелюбовь — сколько угодно. Они нас так видят. Надеются, что это так. Война стереотипов.
И «Бессмертный полк» — это не только дань памяти, это шествие поколений навстречу друг другу. Ребёнок смотрит на своего отца иначе, когда отец шагает по мостовой с портретом деда. Ребёнок осознаёт, что происходит что-то большее, чем рациональное, что-то дающее надежду на бессмертие ему лично.
Так зарождается культ предков.
Важно не допустить в его становлении формальности, чтобы не отдавало некрофильским душком.
Не смерть славить, не мёртвых звать, а жизнь бесконечную обрести в памяти своих родов.
Проникнуться ощущением, что даже играя с ребёнком в футбол или читая книгу, в его лице ты это делаешь со всеми своими предками и со всеми своими потомками.
Это очень дисциплинирует и это пленительно азартно, поскольку наделяет тебя правом решать от имени огромного количества людей, пусть и разбросанных во времени, но единых в твоей крови. Царский уровень понимания бытия.