Если бы немцам до войны показали этот самолет, и сказали, что это бомбардировщик, они бы плакали от смеха.
Потом они тоже плакали. Но уже по другой причине.
Ил-2 и По-2. Два вестника смерти. Первый ждали днем и называли «Черная Смерть». Закованные в броню Илы обрушивали на немецкие окопы огненный шквал, перемешивая живое с мертвым, жгли машины, разбивали доты и артиллерийские позиции.
Надо отметить, что немецкое «Черная смерть» - «Schwarzer Tod ». И переводится это как «Чума». После визита Илов немецкие окопы правда весьма сильно напоминали средневековый город по которому прошлась его тезка. По количеству выживших.
Ирония в том, что в Средние Века верили, что чуму насылают ведьмы. И советская крылатая чума тоже шла рука об руку с ведьмами. Ночными ведьмами. А роль метлы у них выполнял По-2.
А если серьезно - по ночам летали потому, что у По-2 не было ни брони, ни скорости, ни высотности. Но то, что для самолетов — недостаток, в руках советских пилотов стало достоинством.
Низкая скорость затрудняла атаку вражеским истребителям. Скорость сваливания у «Мессера» равна максимальной у По-2 при попутном ветре. В бою это означало, что атакующий истребитель не мог «сесть на хвост» и вынужден был нарезать вокруг петли, видя цель в зоне атаки на очень короткое время.
А с учетом того, что пилот По-2 благодаря все той же низкой скорости мог чесать буквально над самой землей, то немец при малейшей ошибке «обнимал» русскую березку, как Качиньский под Смоленском. С аналогичным результатом.
Это если вообще после первого захода находил цель. Благодаря простоте управления, опять - таки низкой скорости и отменной маневренности, пилот По-2, заметив, что объем внимания со стороны противника превышает его скромные возможности, мог сбросить скорость до шестидесяти, и спокойно пилить по просеке (да-да, ПО просеке, а не НАД,) любуясь проплывающими на расстоянии плевка ветвями деревьев и изредка поглядывая вверх, где с воплями «Шайсе! Етот Иффан только што есть биль где-то тут!» мечется немецкий истребитель.
Зенитчикам По-2 тоже активно не нравился. Во первых, из-за того, что шум его двигателя можно было расслышать только тогда, когда он уже был над самой головой. И к тому времени, когда стволы разворачивались в нужную сторону, По-2 с издевательской неторопливостью скрывался за деревьями.
И это если повезло.
К менее везучим По-2 в гости наведывались толпой. Сперва вперед выходил провокатор, который кружась вокруг надоедливой мухой, изображал из себя самолет разведки. Поскольку с высоты верхушек сосен, все позиции были отчетливо видны даже ночью, а следом за «ведьмой», с соответствующими последствиями, наведывалась «чума», то не отпустить разведчика надо было любой ценой.
Но когда позиции ПВО расчехлялись и начинали играть в инквизицию, на них, бесшумно подкравшись с тыла, с криками: «Наших бьют!» обрушивались остальные.
Тот факт, что самолеты могут подкрадываться, да еще и бесшумно, вгонял немецких зенитчиков в когнитивный диссонанс и уныние.
В еще большее уныние вгонял тот факт, что русские умудрялись подвешивать к этому куску летающей фанеры вполне взрослые ФАБ-50 и ФАБ-100, причем ФАБ, это «Фугасная Авиа Бомба». Если добавить, что цифра — это вес, то причины уныния становятся очевидными.
А с учетом того, что один По-2 мог нести четыре первых бомбы или две вторых, становятся понятны и масштабы уныния.
Для тех кто не понял — две сто или четыре пятидесяти килограммовых авиабомбы, на каждом самолете, которые он может с неприятно высокой точностью (все помним про низкую скорость и высоту полета?) уложить в капонир с «Флаком», как правило означают, что всего пары По-2 хватит для того, что бы сравнять позиции ПВО с землей, обеспечив остальным «шведский стол» в окопах.
А в окопах По-2 не любили особенно.
После дневных визитов Ил-2 нервы у немцев и так были не в дуду, а тут еще эта напасть! Главной проблемой была манера пилотов По-2 подходить к цели с выключенными двигателями, сбрасывать бомбы и, врубив двигло, уходить на полегчавшем самолете от ответных «комплиментов» со стороны разбуженного, и через это очень злого противника.
А злиться немцам было с чего — внезапность нападения не давала времени разбежаться по укрытиям, точность бомбометания не оставляла шансов даже серьезно укрепленному блиндажу, но самым неприятным был тот факт, что По-2 могли делать по десятку вылетов за ночь.
То есть хрен кто выспится!
Чтобы окончательно заставить вражину нервно икать, советские авиаконструкторы непрерывно совершенствовали и так совершенный как УАЗ-«Буханка» самолет.
Помните, я вам приводил цифры?
Полетный вес бомбардировщика — 1400 кг. А вес пустого самолета - 752 кг. То есть По-2 поднимал в воздух столько, сколько весил сам. Часть этого, конечно, приходилось на летчика и топливо, но оставалось еще достаточно. В зависимости от версии, бомбовая нагрузка варьировалась от 250 кг до полутонны, и в этот диапазон влазило много чего интересного — помимо упомянутых ФАБ-100 и ФАБ-50, при бомбометании использовались ампулы, снаряжённые смесью «КС».
Их загружали в фанерные кассеты со взрывателем.
На заданной высоте после сброса взрыватель срабатывал, кассета открывалась и шарики рассеивались на значительной площади, при падении на землю выжигая нехилый кусок немецкой обороны в виде издевательски ухмыляющегося Сталина.
Кроме этого, использовались зажигательные бомбы ЗАБТООтш (с термитными шарами) и ЗАБ-50 (с твёрдым горючим), осколочные АО-2,5, АО-10 и с 1943 АО-25-35, реактивные снаряды.
А для повышения культуры летного состава (все таки, как-никак, целый женский авиаполк есть, надо товарищи летчики в грязь лицом перед дамами не ударить!) ставили скорострельный авиационный пулемет ШКАС, что бы пилот прекращал поливать вражин матом и вместо этого поливал свинцом. Струя в 1800 выстрелов в минуту и пусть сами матерятся!
Так что, учитывая ассортимент, гадания на тему того, что этой ночью посыпется им на голову, доставляли немцам немало «увлекательных» минут. Они пытались обзывать вредный самолет «кофемолкой» и «швейной машинкой», но это давало до обидного мало удовлетворения, потому, что с одной стороны догорает ПВО, с другой — склад боеприпасов, за спиной — мост.
А впереди горит рассвет, который означает, что сейчас тех, кого не добили ночью, прибьют штурмовики.
И подытоживая вышесказанное, я возвращаюсь к эпиграфу.
В руках мастера, даже самая простая вещь — грозное оружие. Можно сколько угодно заниматься фаллометрией, сравнивая километры-в-час, скороподъемность, толщину брони и калибры орудий.
Это не важно. Важно мастерство, мужество и воля к победе.
Можно, как некоторые сейчас, усраться, доказывая, что «Тигр» - шедевр танкосторения, а Messerschmitt Bf.109 — лучший истребитель той эпохи.
На здоровье.
А мы их уделали на «посылочном ящике» с крыльями.
Побеждает не оружие, а воин. Сельскохозяйственный инвентарь в руках нинзя стал легендой, которую с почтением берут нынешние мастера боевых искусств.
А в руках наших солдат легендой стала трехлинейка, простой и массовый Т-34 и По-2 который, уступая по ТТХ всем противникам, был для врага ночным кошмаром.
Почему? Потому, что наше дело правое и победа будет за нами.
Всегда.
http://e-news.su/history/171581-armeysk … obedy.html