Фельетон об актёрах и ролях
Давным-давно Вильям наш Шекспир создал гениальный образ, назвав мир театром, а людей — актёрами. Испокон века и доныне, глядя на происходящее, невольно ловишь себя на мысли: и впрямь, действо политическое зачастую приобретает характер лицедейства. Причём то, что задумывалось как высокая трагедия, приобретает черты фарса.
Комические же задумки драматургов и режиссеров переходят в весьма несмешное зрелище. Всё дело в том, что в отличие от сценических постановок, в жизни нашей провалы до поры-до времени бездарные авторы и исполнители ухитряются изображать триумфами. Сами себе сколачивают они банды наёмных клакеров и проплаченных рецензентов, а зрителей, пытающихся забросать их гнилыми помидорами, волокут на цугундер… И можно было бы посмеяться, да только почтеннейшая публика вынуждена принимать непосредственное участие в этом трагифарсе, истекая вовсе не клюквенным соком. И ружья, висевшие на сцене в первом акте, в третьем стреляют настоящими пулями, а не холостыми зарядами. И настоящую оценку спектаклю даёт не копеечный критик, а тот, кого подкупить невозможно. Но, тем не менее, в погоне за мнимым успехом и ложной славой, алчные и убогие продолжают лезть на сцену, изображая гениев, героев и отцов отечества. Особенно нелепо это выглядит, когда в ролях благородных отцов отечества выступают площадные шуты, а Орлеанских дев играют дамы с манерами базарных торговок… Желаете примеров? Увы, их сколько угодно!
Когда лицедеи политиканствуют
Начать нашу «рецензию» я решил именно с актёров. Тех из них, кто сдуру или из неуёмного тщеславия решил «сменить амплуа». Вот вам Богдан Бенюк. Сей когда–то неплохой комик, сыгравший достаточно много ролей ещё в советском кино, в том числе и у блистательного Леонида Быкова, почему-то возомнил себя великим «патриотом». Его непотребные «репризы» в роли активиста-«правосека» ничего кроме омерзения вызвать у людей порядочных не могли.
Фельетон об актёрах и ролях
Велика ли доблесть — вломиться в кабинет руководителя государственного телеканала с бандой подельников и в ходе избиения заставить перепуганного чиновника написать заявление об отставке? Мерзко, когда актёр, игравший Швейка, начинает изображать подпоручика Дуба, дорвавшегося до власти. И вовсе не смешно смотреть на клоуна, на полном серьёзе вопящего люто–ксенофобские призывы в духе «бей и спасай…». Но актёришка остаётся актёришкой, и… вполне востребованный во время «советской оккупации» Бенюк изрекает абсолютно шедевральное: дескать, в советское время не давали ему ролей царей да королей потому, что он — украинец! Что называется, раздел себя даже не донага, до мозга костей! И всем стало окончательно понятно, что привело этого когда–то популярного актёра в ряды погромщиков. Зависть, банальная и уродливая зависть, затмившая его умишко! Иначе вспомнил бы он действительно Народных артистов–украинцев, бывших кумирами всей огромной страны. Увенчанного всеми возможными советскими премиями, наградами и званиями Амвросия Бучму, игравшего и шутов, и злодеев, и героев (и, даже страшно сказать, Ленина!). Гениального львовянина, долгие годы возглавлявшего славный театр имени Ивана Франко… Или его не менее великого земляка Богдана Ступку, воплотившего на сцене и экране множество ролей и аристократов, и венценосцев, и негодяев, и святых. Того Ступку, который с презрением говорил о русофобии как о психической болезни, вызванной западной пропагандой. Так что же, они были меньшими украинцами, чем САМ Бенюк? Или всё проще — гении могут всё, любые роли им посильны. А честолюбивая посредственность готова идти на всё ради сиюминутного отблеска славы, пусть и геростратовой. Но никакие пропагандистские ухищрения не поднимут дешёвого гаера до высоты огромных талантов, принадлежащих всему миру, а не одной нации! Скорее Бог лишит его остатков дарования, сделав смешным не только на сцене, но и в жизни. И никакие «патриотические заслуги» не сделают из прирождённого свинопаса короля. Амплуа и даже непрезентабельную внешность может преодолеть только огромный труд и дар Божий. Прочие же потуги ведут к одному — позору и забвению.
Когда политики лицедействуют
Есть и обратная сторона театральности в политике. В своё время мы недоумевали, наблюдая за стремительной политической карьерой Владимира Жириновского. «Сын юриста» поражал публику откровенной клоунадой, бесцеремонным эпатированием, казалось бы, ломавшим привычное представление об образе народного избранника. Но… «рыжий клоун» российской политики со времён перестройки и доселе не сходит с политического Олимпа. Почему? Да потому что сумел создать запоминающуюся «роль», став бессменным главой популярной партии. Образ «оппозиции Его величества», которому позволено озвучивать то, чего не могут позволить себе официально–провластные чины и депутаты. И за его крикливо–вульгарным имиджем кроется умный, жёсткий и умеющий рассчитывать большую игру на десятки ходов вперёд настоящий политик. В жизни же, в кулуарах, это очень спокойный и прекрасно воспитанный, разносторонне образованный человек. Нет, я вовсе не поклонник брутальнейшего Вольфовича, но не могу не отдать должного этому, несомненно, крупному деятелю нашего времени.
Фельетон об актёрах и ролях
У нас же, в украинском политикуме, как будто кто–то выпустил на арену целую генерацию топорно сработанных клонов Жириновского. Вот только от российского оригинала они отличаются сущей малостью: за их кривляниями, грубостью и потасовками, напрочь нет ни тонкого расчёта, ни огромного политического опыта и понимания целей. Злобные, алчные и необразованные, эти клоуны-клоны умудрились за кратчайший период времени сломать всю государственную систему и экономику, ввергнув страну в кровавую бездну гражданского конфликта. И с неистовством сорвавшихся с ниток одержимых марионеток продолжают своё разрушительное дело. Спектакль затянулся, он страшен и бездарен. А продюсеры сменились, и им уже вовсе неохота продолжать спонсировать неуклюжий римейк театра ужасов и абсурда. Да и зрители, поневоле участвующие в представлении, устали от трагикомедии, переходящей в нечто среднее между хлыстовским радением и сатанинским шабашем с человеческими жертвоприношениями. Похоже, самое время закрывать занавес и менять и труппу, и репертуар. А в театре — наводить порядок.
Автор: Игорь Плисюк