Осуждение пакта Молотова-Риббентропа: уж чья бы корова мычала
Пакт Молотова-Риббентропа можно осуждать, можно оправдывать, но только одно из двух.
Верховная Рада 20 октября осудила пакт Молотова–Риббентропа и последовавший ввод советских войск в Польшу, назвав это событие причиной начала Второй Мировой войны.
Не секрет, что соглашение 1939 года между СССР и нацистской Германией действительно является не самой блестящей страницей отечественной истории. И, вполне возможно, что если бы его не было, то вся новейшая история Европы пошла бы по совершенно иному пути. Правда, о том, каким бы был этот путь и что бы мы получили в его финале, также существуют разные мнения. Однако изучение этих мнений несколько выходит за рамки данного текста, и мы на нём останавливаться не станем.
То есть, в самом по себе осуждении пакта Верховной Радой нет ничего экстраординарного (не они первые, не они последние), если бы не одно очень значительное «но»: Украина в том виде, в котором она обрела независимость в 1991 году, стала порождением именно пакта Молотова–Риббентропа. До этого на протяжении, по крайней мере, 600 лет не существовало государства, в состав которого одновременно входили бы, к примеру, Львов, Ивано–Франковск, Ужгород, Киев, Харьков и Донецк – уже не говоря об Одессе или Крыме.
И в этом нет ничего предосудительного или исторически противоречивого. Многие современные государства по факту сформировались как единое целое в результате неких международных соглашений. Например, в Болгарии 3 марта ежегодно отмечают День освобождения от османского ига, потому что именно 3 марта 1878 года Российская и Османская империи подписали Сан–Стефанский мир, одним из пунктов которого было образование автономного болгарского княжества. Отметим, что и после этой даты Болгария оставалась в составе Османской империи и обрела независимость лишь 22 сентября 1908 года. И День независимости Болгарии формально празднуется 22 сентября, но 3 марта также является национальным праздником – Днём освобождения от османского ига.
Фактически, пакт Молотова–Риббентропа является для Украины тем же, чем для Болгарии является Сан–Стефанский мирный договор – моментом формирования украинского государства, а точнее, моментом объединения в единое целое земель, которые теперь оное государство составляют. И, по–хорошему, его надо было бы отмечать как государственный праздник – также, как болгары отмечают 3 марта. Да и по датам удобно выходит: 23 августа, день государственного флага!
Ну а если праздновать дату подписания неоднозначного пакта кажется неполиткорректным, то можно отмечать день окончания Ялтинской конференции, которая окончательно определила, что по итогам Второй Мировой войны земли, занятые по тому же пакту Молотова–Риббентропа, таки останутся за УССР, т.е. Украиной. Ах да, Ялтинскую конференцию наши парламентарии тоже осудили: мол, с неё началась советская оккупация Центральной и Восточной Европы!
Но если и пакт 1939 года, и конференция 1945 года признаны деяниями преступными, то получается, что сам по себе факт принадлежности к Украине таких городов, как Львов, Ивано–Франковск и т.п. является результатом международного преступления! И здесь уж надо, как в том анекдоте, или крестик снять, или штаны надеть: если уж осуждаете данные соглашения, то откажитесь от приобретённых в результате них территорий. А если территории отдавать не планируете, то уж кому-кому, а вам насчёт тех событий лучше бы просто промолчать.
Автор: Юрий Ткачёв