Уверен: кое-кто тут же начнет шить мне дело на предмет «разжигания» и «одесского национализма», . – да, и этот абсолютно кретинский жупел используют иные умники… А между тем – речь идет сегодня об одном: о противостоянии уникального цивилизационного феномена, именуемого Одесса, и попыток свести его до уровня банального областного центра захолустного государства, стерев все, что сложилось веками. А для того, чтобы уразуметь, о чем идет речь – совершим небольшой экскурс в историю.
Изначально – Одеса была абсолютно неповторимым случаем реализации проекта космополитического города, созданного как южные врата Империи. Здесь люди, наделенные неимоверными правами наместников государя, собирали представителей множества народов по единственному принципу: принципу профессионализма и готовности делать все для создания некоего «Города-мечты».
И это удалось! И Ришелье, и Воронцов,и многие другие «отцы города» сумели сотворить некое сообщество наделенных харизмой сынов разных племен и религий, дабы реализовать идею латинского девиза «e pluribus unum». – «из многих – единое». Того самого выражения великого Цицерона, которое красуется на гербе США. Но – без уничтожения и вытеснения аборигенов, коих здесь просто не было.
Нашедшие истинную родину как место реализации своих способностей и талантов, выходцы из разных уголков Империи и мира очень быстро стали одесситами. Особой группой людей, сохранявших свое национальное и религиозное своеобразие, и объединенных общей преданностью своему городу, стране, и взаимными интересами.
Одно перечисление «титульных наций» города и края заняло бы страницу – ведь до сих пор их насчитывается более 130! И соответственно, в Одессе выработалась система взаимоотношений, построенная на умении жить в мире и согласии, руководствуясь интересами, а не предрассудками.
Ее можно сформулировать так: – меня не волнует, какой нации и веры этот человек. Меня интересует, какой он – порядочный, или нет, умный или глупый, добрый или злой.
Подход в стиле «этот еврей, грек, турок» считался неприличным. Скажем честно: изначально все это выросло из прагматизма и воли властей, пресекавших неизбежные конфликты. Но постепенно – превратилось в истинный стиль взаимоотношений горожан, некий кодекс неписаных обычаев и законов.
Само собой – это – в идеале… Бывали в Одессе и омерзительные еврейские погромы. Вот только – и они имели свою специфику, ибо подоплекой им служила не только ксенофобия, но и национально-экономический конфликт – конкуренция греческих негоциантов с изрядно потеснившими их еврейскими. И на защиту евреев вставали люди разных этносов и религий, становясь плечом к плечу с еврейской самообороной. Как 100% русский Сергей Уточкин – уникальный спортсмен и любимец всего города, защитивший старика-еврея от толпы погромщиков, и получивший нож в спину…
Но когда к нему в больницу пришли представители еврейской общины, попытавшиеся «отблагодарить» его – он их с возмущением выгнал – Для меня еврей – такой же человек, как и все остальные, кричал Сергей Исаевич… и в этом был весь наш город!
В общем же, Одесса, изначально построенная как город иммигрантов и переселенцев, легко принимала приезжих. Одесситом можно было стать и сто лет тому назад. И в годы, которые я еще помню. Условие было одно: ты принимаешь нашу систему взаимоотношений. Ты уважаешь наши обычаи, не навязывая свои, и в то же время – остаешься собой, не унижая окружающих.
И до поры-до времени, Одесса достаточно быстро превращала вчерашних селян и «иногородних» в одесситов. Главным – было желание человека стать своим, полюбить Город и впитать в себя его вековые заветы.
Заметим, что украинцы ничуть не хуже других вписывались в эту традиции. Достаточно вспомнить одного из лучших городских голов середины XIX века Семена Яхненко – выходца из украинской глубинки, крупного предпринимателя, совмещавшего в себе любовь к культуре своего народа и глубокую преданность Одессе. Или – уроженца Прилук, художника Юрия Коваленко, ставшего в 60-90 годы века прошлого одним из наиболее известных и неординарных живописцев города. Выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду талантливых художников. И – одним из знаковых представителей нашей богемы, живой достопримечательностью …
Но, когда же произошел перелом в ситуации и чем был он вызван?
На мой взгляд, началось это еще в послереволюционный период. Тогда Одесса неожиданно для своих жителей стала губернским городом Украины, а не третьей столицей империи И, пошла волна достаточно жесткой украинизации – с переводом всего и вся с русского языка, объединявшего народы, на украинский.
Плюс к этому – политика «национальных кадров» и четкие приоритеты в продвижении выходцев из украинского села. Добавьте мощный приток селян, вызванный волнами индустриализации в 20-30 и послевоенные годы, особенно мощный в 60-70, когда целые районы новостроек типа Поселка Котовского заселялись вчерашними селянами, ставшими рабочими росших заводов. И – планомерное вытеснение одесситов из сферы управления городом, его культурой и буквально всеми отраслями хозяйства.
Мобильные и непокорные одесситы были менее управляемы и слишком инициативны. А посему – с 20-х годов прошлого века росла тенденция к переезду в Москву, Питер. Но не косный Киев! Туда, где таланты не подвергались столь мощному и языковому, и национальному вытеснению. И – клановому давлению ушлых «выдвиженцев», предпочитавших продвигать своих односельчан.
От Бабеля и Олеши – до Жванецкого, Карцева с Ильченко и Долиной, до… – список вынужденно покинувших Одессу велик и печален. Плюс – огромные потери города и в Гражданскую – от войны, эмиграции и эпидемий. В Великую Отечественную – от потерь боевых и геноцида немецко-румынского. А после – волны эмиграции еврейской…
В итоге, в Одессе уже к моменту обретения Украиной независимости, сложилась четко чуждая традициям города, но весьма влиятельная «рогульская элита». И огромные кадровые резервы для национализма украинского.
Принцип их существования был прост и деструктивен: мы ненавидим этот космополитический город, он для нас никогда не станет своим, родным. Но мы хотим пользоваться всеми его благами и преимуществами. От теплых сортиров и близкого моря – до возможности торговать буквально золотой прибрежной землей. Нам чужды его традиции и история, но мы будем владеть им, окончательно подавляя одесситов.
Одесса не стала для них родиной, и они пытались и пытаются вытравить все то, что делало ее уникальным городом. С хуторянской алчностью разворовано за какую-то четверть века все, что создавалось веками и десятилетиями. С равнодушием варваров уничтожается уникальная архитектура.
И, особенно в последние годы, навязывается фальшивая история в стиле «600-летнего Коцюбиева», призванная вытравить истину о городе мечты. Городе, где множество народов творило общий феномен мирового уровня.
Воинствующий «рогулизм» грозит нашей Одессе, Южной Пальмире, страшной участью Пальмиры Сирийской. А неуважение к ее традициям – давно перешло за черту хоть видимой толерантности.
Нужно ли напоминать об Одесской Хатыни 2 мая 2014 года? – Нужно! И я верю: пока есть настоящие одесситы, преданные своей Маме – не все еще потеряно. Одесса вновь может возродиться из пепла заживо сожженных и руин разрухи. А «рогули» – уйдут отсюда как чужаки, получив достойный отпор своей наглости.
Они ведь, в сущности своей, трусливы, и смелы только «гуртом батьку бить». Рано или поздно, но варварство всегда проигрывает цивилизации, ибо хаос бесплоден!
Дожить бы до этого!