Леонид РЯБКОВ
Участники «Сфатул Цэрий-2» писали покаянные письма в КПСС о восстановлении в партии и оды о нелегких буднях партийных работников
«Комсомолка» выясняла, чем занимались и прославились в советское время нынешние самые яростные унионисты Молдовы.
Как-то незаметно и буднично утек в прошлое марш унионистов, состоявшийся 27 марта в Кишиневе. Ему предшествовало заседание в Национальном дворце, которое его участники поспешили окрестить «Сфатул Цэрий-2». Участники сего действа, якобы представлявшие всю страну, 80% населения которой (по самым скромным подсчетам) против объединения с Румынией, приняли декларацию... о необходимости объединения Молдовы и Румынии и «дорожную карту» объединения. Нам стало любопытно, чем же занимались в советское время нынешние творцы унионизма, вошедшие в так называемый «Сфатул Цэрий-2».
Возьмем для начала лицо сегодняшнего унионизма - писателя Николая Дабижа. Бывший советский писатель и поэт, комсомолец и член КПСС. Вот фрагмент из его автобиографии, написанной им самим на русском языке: «В ноябре 1978 года был принят в члены КПСС. С 1975 г. по 1982 г. был секретарём комсомольской организации Союза писателей МССР, на VIII съезде ЛКСМ Молдавии был избран членом ЦК ЛКСМ МССР. Являюсь председателем комиссии по работе с творческой молодежью при ЦК комсомола республики, член ревизионной комиссии правления Союза писателей СССР, член всесоюзной комиссии по поэзии при Союзе писателей СССР, член Президиума молдавского комитета Советского фонда культуры, зампредседателя молдавского комитета советско-вьетнамской дружбы, депутат Кишинёвского совета народных депутатов. Был участником XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Молдавии». На «Сфатул Цэрий-2» Дабижа предложил при объединении Молдовы и Румынии (которое унионисты планируют завершить уже к 2018 году) ввести в состав будущей Великой Румынии не только нашу страну, но и территории исторической Бессарабии, сегодня находящиеся под юрисдикцией Украины. Взамен Дабижа предлагает... отдать Украине Приднестровье.
* * *
Идем дальше. Кто не знает нашего великого маэстро Евгения Дога?! Казалось бы, человек искусства, всегда был вне политики... Ан нет! В 1961 году пишет кантату «Партии гимн поем», в дальнейшем - «Хор дружбы», «Ода России», «Верховный призыв». В 1987—1991 годах — член Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете министров СССР. Депутат Верховного Совета Молдавской ССР 9—11 созывов. Народный депутат СССР (1989—1991). Правда, сам Евгений Дмитриевич поспешил откреститься от своего участия в «Сфатул Цэрий-2», переведя все в шутку.
* * *
Поэт Аркадий Сучевяну уж точно не смог бы стать директором одного из крупнейших молдавских издательств «Литература артистикэ» (возглавил в 1979 году), если бы не демонстрировал свою лояльность к советской власти. И уж, конечно же, не смог бы получать советские литературные премии.
* * *
Экс-председатель президиума Верховного совета МССР Александр Мошану не смог бы с 1976 года преподавать в госуниверситете Молдовы новую и новейшую историю, если бы его взгляды на нее расходились бы с политикой партии. Кстати, в 1993 году именно он проголосовал за отмену запрета парламентом компартии Молдовы.
* * *
А вот писатель Владимир Бешлягэ, призывавший «смыть с себя русскую грязь», писал в 1982-м в предисловии к книге Василия Стати о нелегких буднях ответственных работников КПСС: «Наша проза последних лет старается все удачнее дать художественный образ нашего современника. Задача совсем не легкая, и не простая. Среди героев первой линии (нашего времени и книг) находится партийный работник. Книга Василия Стати об одном из сотен и тысяч тех, кто несет идеи и свет партии в массы, собирая их вокруг себя и неся в завтрашний день».
* * *
Народный артист МССР Ион Унгуряну образование получил в Театральном училище имени Щукина («Щука») и в ГИТИСе, работал режиссером-постановщиком Малого театра СССР, Центрального телевидения и театров в других городах страны. В 1977-1989 годах работал в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный театр Российской Армии). Снимался в таких, одиозных на взгляд унионистов, картинах как «Сергей Лазо», «Красная метель», «Мосты», «Это сладкое слово — свобода!».
* * *
Реанимированный из небытия Мирча Друк окончил Ленинградский университет, Московский университет и аспирантуру Института Латинской Америки Академии наук СССР. Являлся членом КПСС, но, справедливости ради, отметим, что был исключен из партии в начале 70-х. Писал слезные письма о восстановлении в партии, но получил отказ: «Просьбе ДРУКА М. Г. о восстановлении в партии - отказать. Оставить в силе решение Ленинского райкома КП Молдавии г. Кишинева от 27 июля 1973 г. ДРУКА М. Г. исключить из партии за терпимое отношение к националистическим взглядам, непринятие мер к их пресечению и утрату бдительности». Сохранилось факсимиле письма Друка 1974 года главе Комитета партийного контроля при ЦК КПСС А.Я. Пельше, в котором Друк пишет: «Я был, есть и буду коммунистом и поэтому обращаюсь к вам с просьбой вернуть мне партийный билет…»
* * *
Экс-министр обороны Ион Косташ окончил в Дрокии русскую школу, учился в Харьковском высшем авиационном училище. Окончил военную академию авиации «Юрий Гагарин» с золотой медалью, учился в академии Генштаба в Москве, которую окончил с отличием. Один из самых молодых (40 лет) генералов Советской армии.