Уроки юмора. Колонка Романа Носикова
15:24 3 Февраля 2016
Сейчас стало модным ругать Евгения Петросяна и «Аншлаг». Говорить про то, как это все пошло и уродливо, глупо и под майонезом. Все это правда, конечно. Но все же — снисходительнее надо быть.
Давайте просто вспомним, когда и при каких обстоятельствах этот самый «Аншлаг» появился, а Евгений Ваганович взобрался на вершину пирамиды юмор-бизнеса. Это же 90-е. Много ли у нас тогда было поводов смеяться?
А мы все же смеялись. Смеялись нервно, сквозь слезы, шутки были плоские. Но смеялись же. И вряд ли мы смогли бы смеяться тогда над чем-то крайне тонким и высокоинтеллектуальным. Давайте будем с собой честны. Не до тонкостей было. Не до интеллектуальности.
Так что спасибо им, «Аншлагу» и Евгению Вагановичу, за сделанное.
Сейчас уже новое время (хотя ветер кризиса может снова наполнить паруса этих суровых аншлаговских викингов). В моде другой юмор и другие шутки.
Юмор на службе добра
Вот, например, Дмитрий Быков. Буквально только что «Новая газета» опубликовала его юмористический стих, посвященный скандалу с 13-летней девочкой Лизой из Германии, которую не то изнасиловали, не то полюбили, не то вообще ничего с ней не сделали.
Позволю себе процитировать несколько мест:
«Незаконно добывшие визу и проникшие в город Берлин два мигранта насилуют Лизу, нашу русскую девочку, блин. Два насильника, мрачных садиста, за которых Европа — горой. Первый сверху на Лизу садится и подушкою душит второй. Нарастают крутые детали, подключается первый канал: умыкнули ее, затолкали на матрас, что ужасно вонял… Накаленный до вопля, до визгу, надрывается хор голосов: два мигранта насилуют Лизу десять, двадцать, и тридцать часов!
О садистские эти фантазмы! Даже злоба порою берет, как подумаешь — сколько уж раз мы облажались публично за год. Как припомнится мальчик распятый, да его истребленная мать, да плакаты с колонною пятой, да расстрелы беременных, ать… Это ж все наши тайные грезы, потаенные влажные сны, донный пласт эротической прозы о свершениях русской весны, мастурбация тайных героев, воспаленного мозга цистит — что, кошмар на планете устроив, за свое одиночество мстит! Это вы, не видавшие воли, все орете, планете на смех: «Все насилуют нас!» — для того ли, чтоб вернее насиловать всех. Вы Россию, как бедную Лизу, героиню сплошных порнодрам, двадцать лет наклоняете книзу, чтоб насиловать в голову прям».
Согласитесь — сочно и с умением подобраны подробности: подушка, вонючий матрас, русская девочка.
Нетрудно заметить: автор уверен в том, что ничего ужасного не случилось. Никто не насиловал бедную Лизу. Она либо сама, либо вообще ничего не было. Так полиция сказала, а германская полиция — она же не российская, она врать не станет. Так что все понятно — можно уже припомнить «распятого мальчика» и запускать новый мем «изнасилованная девочка».
Такой вот юмор на службе добра.
Расследование, тем не менее, идет: уже установлен факт секса с несовершеннолетней осенью, Лиза сейчас в психиатрической клинике, ее мать в отчаянии и говорит, что полиция, несмотря на всю свою «германскость», заминает дело, а насилие — все же было.
Но мы же не можем требовать от поэта, чтобы его вдохновение дожидалось окончания следствия? Не так ли? Поэты живут и творят по другим законам. Кроме того — кто же обижается на шутку?
Кто-кто. Есть у нас, увы, пока еще те, кто не понимает юмора.
Высоко сижу, далеко гляжу
«Считаем необходимым выразить публичную поддержку Михаилу Касьянову, Владимиру Кара-Мурзе-мл. и Партии народной свободы в связи с опубликованными бандитскими угрозами Рамзана Кадырова. Считаем существующую власть и лично президента Путина В.В. юридически и морально ответственными за эту угрозу (угроза убийством по мотивам политической ненависти или вражды, ч. 2 ст. 119 УК РФ).
Власти, не отреагировавшие на нее, — соучастники.
Людмила Алексеева, правозащитник. Лия Ахеджакова, актриса театра и кино. Гарри Бардин, режиссер. Олег Басилашвили, актер театра и кино. Александр Белавин, член-корр. РАН. Валерий Борщев, правозащитник. Владимир Мирзоев, режиссер. Лев Пономарев, правозащитник. Олег Пшеничный, журналист. Людмила Улицкая, писатель. Наталья Фатеева, актриса театра и кино».
Причиной столь серьезного возмущения и даже открытого письма стал коллаж, опубликованный главой Чеченской Hеспублики Рамзаном Кадыровым в своем инстаграме. Он наложил силуэт оптического прицела на видео с видными оппозиционерами Михаилом Касьяновым и Владимиром Кара-Мурзой, снабдив коллаж подписью: «Кто не понял, тот поймет».
После этого все как-то сразу посерьезнели, занервничали, начали кричать, топать ногами, писать обращения, обвинять и требовать. Люди совершенно разучились понимать шутки. Где их чувство юмора?
Рамзан Ахматович вполне по-доброму пошутил над Михаилом Михайловичем. Как бы говоря: «Высоко сижу, далеко гляжу. Шалун!»
Господа с отличным аппетитом
Тут я, конечно, услышу возражения от своих уважаемых сограждан либеральных убеждений. Мол, какие шутки после того, как Немцова в центре Москвы убили выходцы из Чечни? Ну, так и детей в Донбассе убили не один десяток уже. И женщин. В том числе и беременных.
И ничего. Вы продолжаете шутить про «распятого мальчика», как будто и не было ничего. И язык у вас не отсох. И чувство юмора не отшибло. И аппетит, судя по вашим собственным фото, — отличный.
А разве не стоит нам равняться на лучшую часть народа? А разве не вы эта часть? Так что улыбайтесь, господа. Не хмурьтесь. Ваши подозрения, что вас кто-то хочет убить, — не более обоснованны, чем наше подозрение: вы не против того, чтобы нас, наших детей и жен разорвало на куски так же, как женщин и детей в Донбассе.
Как мысли черные про Кадырова, про снайперскую винтовку, про мост и все такое прочее придут — откупорьте шампанского бутылку да перечтите забавное стихотворение Быкова про Лизу и распятого мальчика. И все свои искрометные шутки по этим поводам.
А кто не понимает юмора — тот поймет.
Роман Носиков