Проект «Unirea-2018»: истоки и участники
Дмитрий Чубашенко
Сегодня в 10:00
На этой неделе Высший совет обороны Румынии рассмотрел вопрос «Перспективы эволюции политической ситуации в Республике Молдова». В сообщении по итогам заседания обсуждению этого пункта повестки дня посвящена краткая витиеватая фраза: «Выделилась идея о том, что требуется вызывающее доверие и устойчивое применение программы реформ, которая поддержит Республику Молдова в средне- и долгосрочной перспективе, в плане как внутренних эволюций, так и отношения с Румынией».
Примечательно, что в этом сообщении отсутствует традиционная мантра о «европейском курсе» Молдовы. Только «отношения с Румынией».
На этой же неделе в Брюсселе состоялось заседание Совета ЕС-РМ. Кишиневская делегация представила брюссельским кураторам «дорожную карту реформ», лишь после проведения которых ЕС, может быть, возобновит выделение финансовой помощи Молдове. О том, что в Брюсселе слабо верят в способность нового правительства проводить реформы, свидетельствуют слова европейского дипломата, которые недавно привела Financial Times: «Просить их провести реформы - это все равно, что просить индейку приготовить рождественский обед».
В этой же статье FT говорится о том, что «для западных дипломатов Молдова сегодня - это причина для отчаяния и разделения», и объясняется почему: «Официальные лица США обеспокоены тем, что пророссийская коалиция будет еще более деструктивной для страны, чем нынешняя воюющая элита. Этот взгляд часто отражается телеканалами Плахотнюка. Но в частных беседах некоторые европейские дипломаты говорят, что они приветствовали бы пророссийскую коалицию - только для того, чтобы действующая коалиция не могла бы и дальше позорить ЕС».
То, что по разные стороны Атлантики существуют разногласия по поводу того, как относиться к Молдове — не секрет. Также не секрет, что внутри ЕС Бухарест ведет по отношению к Молдове собственную линию, поддержанную США. Известно, что из проекта заявления министров иностранных дел ЕС по Молдове от 16 февраля именно по настоянию Румынии были изъяты формулировки, которые могли поставить под сомнение легитимность нового парламентского большинства и правительства Владимира Плахотнюка/Павла Филипа. А за месяц до этого, 16 января, именно в Бухаресте, после встречи с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом, заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд выразила удовлетворение созданием нового большинства в парламенте и выдвижением Филипа в премьеры. Примечательно, что никто из руководителей ЕС не поздравил Филипа с утверждением на пост главы правительства, а европейские дипломаты, в отличие от американских и румынских, до самого последнего времени не делали никаких заявлений по поводу новой власти.
«Отчаянию и разделению» есть свои объяснения. Вашингтон смотрит на все сквозь призму глобального противостояния с Россией и готов поддерживать любых «сукиных сынов», помогающих ему в этом противостоянии. Для Брюсселя все же имеют значение провозглашенные ценности, и там переживают из-за того, что из-за американских «сукиных детей» в Кишиневе идея евроинтеграции совсем потускнела. У Бухареста своя игра. Вся румынская политическая элита помешана на идее присоединения Молдовы к Румынии. На этот счет в Бухаресте полный многопартийный консенсус. Никто не отрицает, что существует план действий под условным названием «Unirea-2018», в котором «2018» - это сотая годовщина со времени первого «Великого объединения» 1918 года. Название, конечно, условное, но план настоящий. В Бухаресте понимают, что реально объединение может случиться и в 2023-м, и в 2028-м году, но никто не ставит под сомнение саму цель, над достижением которой румынское государство работает последовательно и настойчиво.
Если посмотреть на происходящее шире, то нужно вспомнить, что на протяжении длительного времени США реализуют программу по усилению своего влияния на ЕС и страны СНГ посредством государств Восточной Европы.
По замыслу американцев, важными игроками на европейской сцене и проводниками американской политики в Европе должны стать Польша и Румыния. Полное «взаимопонимание» с Польшей достигнуто давно. Вашингтон корректирует польскую внешнюю политику в отношении ЕС и возложил на Варшаву миссию по оказанию выгодного американцам влияния на Украину. Некоторые американские эксперты говорят о Польше, как о будущей европейской «сверхдержаве», которая в перспективе должна подмять под себя саму Германию.
Наряду с работой на польском направлении Вашингтон смог фактически взять под контроль внешнеполитический курс Бухареста, который также реализуется с учетом интересов США.
Одной из точек на карте Европы, где совпали интересы Румынии и США, стала Молдова. В настоящее время американцы активно содействуют планам Румынии по поглощению Молдовы. Под политическим покровительством Вашингтона румынское руководство проводит последовательную политику, направленную на расширение межгосударственного сотрудничества с Молдовой во всех сферах. Цель понятна — сначала создать с соседней страной общее экономическое, гуманитарное, культурное пространство, а затем объединить органы власти и территории.
В США рассчитывают, что путем присоединения Молдовы Румыния увеличит свой вес в ЕС и Черноморском регионе, укрепит влияние в ряде областей Украины и Сербии, где проживает румыноязычное население, и станет вторым после Польши центром американского влияния в Европе.
В Брюсселе не в восторге от такой активности США в Румынии и их совместного напора в Молдове. ЕС обеспокоен активизацией деятельности властей Румынии, направленной на поглощение Молдовы, при этом особое опасение у европейцев вызывает именно то, что румын в этом вопросе активно поддерживают США.
В ЕС полагают, что американо-румынские планы расширить территорию Румынии за счет Молдовы под «ширмой» ее скорейшей евроинтеграции и усилить влияние Румынии в Восточной Европе не только могут привести к еще одному очагу напряженности на континенте, но и угрожают целостности самого общеевропейского проекта.
ЕС и так перегружен новыми государствами и проблемами. Ему бы удержать то, что у него уже есть, сохранить зону евро и Шенген, сгладить экономический и миграционный кризисы. Раскачивать лодку новыми конфликтами на периферии ЕС никому не нужно. В ЕС не хотят новой холодной, а тем более, горячей войны, но вынуждены признавать, что она возможна.
Это для кишиневской власти Румыния — светоч и модель евроинтеграции. Для самого же ЕС Румыния - это самое бедное, наряду с Болгарией, государство союза. Брюссельские чиновники, не допуская Румынию в Шенген, предпочитают держать ее «в черном теле», постоянно попрекая Бухарест тем, что в Румынии плохие экономические показатели, не проводятся никакие реформы, сохраняется высокий уровень коррупции. Многие в Брюсселе полагают, что Румыния тянет ЕС вниз, ухудшает его показатели на международной арене, выступает в роли «троянского коня» США, и вообще дискредитирует альянс.
Честные румынские эксперты и публицисты признают, что Румыния стала фактически колонией США, и это размывает европейскую идентичность. Широко рекламируемая «борьба с коррупцией» в Румынии ведется только против неугодных американцам политиков. Если американцам надоест геополитическая игра в этой части Европы (к примеру, когда американские корпорации выкачают из недр Румынии последние остатки ее природных богатств), США могут потерять интерес к этой стране, как они уже много раз теряли его в других местах, а румынский народ останется у разбитого корыта.
В то время, когда ЕС почти равнодушно наблюдает со стороны, как правительство Плахотнюка/Филипа выполняет домашнее задание по наверстыванию реформ, с благословения американцев Молдова, самая бедная страна Европы, отдана «на поруки» Румынии, самой бедной стране ЕС, которая поставила перед собой цель присоединить к себе Молдову.
Европейские дипломаты искренне переживают из-за того, что идентичность Молдовы является такой слабой. Дошло до того, что уже они сами призывают проводить не «проевропейскую», а «промолдавскую» политику, и даже пытаются как-то сблизить между собой политические силы, которые они называют «проевропейскими» и «пророссийскими». Румыния категорически против таких компромиссов. Кстати, именно по настоянию Румынии из уже упоминавшегося заявления глав МИД стран ЕС по Молдове был исключен еще один, пункт — о правах нацменьшинств. Бухарест не признают молдавскую идентичность и проводит жесткую политику румынизации Молдовы, в том числе через своих граждан, которые занимают ключевые государственные посты. В этом проекте уничтожения всего молдавского США заняли сторону Румынии, игнорируя из чисто геополитических соображений мнение ЕС, не говоря уже об интересах самого народа Молдовы.
Если подобный курс будет продавливаться и дальше, все может закончиться очень плачевно. При самом нежелательном развитии событий, результатом проекта «Unirea-2018» может стать даже новый вооруженный конфликт на границе ЕС.