Politico: Почему политика перемещения беженцев проваливается (перевод)
Перевод статьи, опубликованной 6 января на сайте Politico.
Только малая часть из обещанных 160000 беженцев была переселена
После восьми месяцев саммитов, дебатов и совместных деклараций по вопросу сотен тысяч беженцев, прибывающих в Европу, достижения ЕС можно обобщить одним числом: 272.
Это количество беженцев, которые из стран, куда они первоначально прибыли, были переселены в какое-либо другое место в ЕС. Согласно статистике, предоставленной Еврокомиссией на этой неделе, 82 иммигранта были переселены из Греции, которая приняла 185000 человек в 2015 году. Оставшиеся 190 беженцев были перемещены из Италии в Германию, Швецию, Испанию, Францию, Португалию и Финляндию.
Всего 272 из 160000 иммигрантов, которых ЕС обязался разместить согласно противоречивому временному плану, на разработку которого ушли месяцы. Председатель Европейского Совета Дональд Туск назвал эту проблему «дефицитом доставки».
На пути осуществления этого плана встали серьезные преграды, как материально-технические, так и политические.
«Капля в море»
В начале ноября группа европейских чиновников во главе с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом сопроводили 30 сирийских и иракских беженцев на самолет в аэропорту Афин, который должен был доставить их в Люксембург.
После запечатления момента на камеру, Алексис Ципрас признал, что эта инициатива – первый конкретный план ЕС по перемещению более 1 млн. беженцев, прибывших в Европу в 2015 году, лишь «капля в море».
«Мы надеемся, что это превратится в ручей, а затем и в реку гуманности и общей ответственности», – заявил греческий премьер на пресс-конференции с Президентом Европарламента Мартином Шульцем, министром иностранных дел Люксембурга Жаном Ассельборном и Комиссаром ЕС по вопросам миграции Димитриусом Аврамополусом.
Но пока единственной «рекой человечества» являются беженцы, прибывающие в Европу. Усилия по переселению их из лагерей в Греции и Италии в другие страны ЕС по большей части не оправдались.
Чиновники винят во всем логистический и административный барьеры, а также политическую чувствительность вопроса об иммиграции в ЕС, в котором рост недовольства населения саботировал принятие решений во многих странах.
Некоторые опасаются, что если не ускорить процесс временного размещения, это даст политическое преимущество противникам плана Еврокомиссии по организации постоянного размещения.
«Мы не можем продвигаться в вопросе беженцев только путем единичных специальных решений, – считает один из европейских дипломатов. – Сейчас недостаточно политической воли для создания постоянного механизма».
В прошлом месяце министр внутренних дел Италии Ангелино Альфано назвал «символом победы» перелет 19 выходцев из Эритреи из аэропорта Рима в шведский Лулео. Также он добавил, что в последующие несколько дней Италия доставит еще 100 человек.
У иммигрантов не так уж много вариантов. По состоянию на первую неделю января только 17 стран ЕС создали около 4200 мест, при числе беженцев, которые должны быть перемещены, 160000 (согласно данным Еврокомиссии).
Некуда идти
Чиновники считают, что причиной замедления процесса переселения является слабая готовность многих стран к внезапному и массовому наплыву иммигрантов, а также нежелание инвестировать в необходимые для Греции и Италии (стран на передовой) мощности для принятия беженцев.
Такие страны, как Германия и Швеция, закрыли свои границы в связи с тем, что не могут справиться с потоком. Другие упорно сопротивляются в силу исторических и политических причин.
Австрия, Чехия и Венгрия отказали иммигрантам, а Франция и Нидерланды готовы принять меньшее количество, чем заложено в плане по перемещению.
Франция, к примеру, предоставила всего 900 мест для беженцев из 20000, обещанных ею в сентябре, согласно данным Еврокомиссии.
Еще одним замедляющим фактором являются сами беженцы. Сотрудники гуманитарных служб подтверждают, что иммигранты не понимают принцип работы механизма переселения, а очень часто даже сопротивляются. Некоторые опасаются остаться в странах, куда они прибыли, некоторые бояться, что будут перемещены.
Также европейские чиновники отмечают нехватку действующих «горячих точек» – центров принятия беженцев в странах, куда они первоначально прибывают. Только 3 из 11 запланированных центров функционируют в данный момент.
«Очень важно установить новые горячие точки, а также поддерживать работу старых, для обеспечения согласованного управления иммиграционными потоками», – сказано в декабрьском отчете.
Италия располагает двумя центрами приема – в Лампедузе и Трапани. Греция всего одним – в Лесбосе (из запланированных пяти). И пока все центры в полной мере не заработают, иммигранты не могут быть должным образом приняты и зарегистрированы.
«Пока что горячие точки являются единственным конкретным элементом механизма решения иммиграционного кризиса, – считает один европейский дипломат. – В Италии идентификация, регистрация и снятие отпечатков функционируют».
Но даже когда центры приема работают, они не всегда делают то, что должны. Некоторые чиновники говорят, что Греция транспортирует иммигрантов на македонскую границу и не в состоянии проводить систематическое снятие отпечатков пальцев и помещать их в общую европейскую базу данных. Еврокомиссия недавно запустила процесс юридического разбирательства против Италии, Греции и Хорватии за то, что те не вносят всех иммигрантов в базу данных ЕС.
В недавнем отчете Еврокомиссия призвала эти страны обеспечить центры приема соответствующей аппаратурой и экспертами.
Европейские чиновники считают, что горячим точкам тяжело полностью выполнять свои обязанности, потому что национальные власти не предоставляют необходимых мощностей.
Согласно отчету Комиссии, до конца месяца Греция должна создать 4500 мест временного размещения в Лесбосе, Леросе и Хиосе. Но она также должна «стремительно» завершить создание 7000 мест для всех пяти горячих точек и «улучшить прием уязвимых групп, в частности – беспризорных несовершеннолетних».
Frontex, агентство ЕС по безопасности внешним границам, предоставила Греции 400 экспертов. Среди них переводчики и те, кто занимается сбором информации о контрабандистах. Но агентство нуждается в расширении штата. Недавно оно объявило конкурс на 775 экспертов, 600 из которых для Греции.
«Страны-члены ЕС предоставили нам всего 400 человек, но этого недостаточно. Наша задача – правильные люди в нужных местах», – заявила пресс-секретарь Frontex Эва Монкур.
Сотрудники гуманитарных служб, работающие с иммигрантами в Греции, признают, что переселение не слишком популярно среди беженцев.
«Запросов не так много, как мы ожидали», – говорит Антигони Ангелаки, представитель некоммерческой греческой организации Metadrasi.
Также беженцы часто отказываются от убежища и снятия отпечатков пальцев в Греции, боясь там застрять. Согласно Дублинскому соглашению, иммигранты должны быть идентифицированы и зарегистрированы в стране их прибытия.
«Очень тяжело объяснить беженцам необходимость переселения, когда они хотят попасть в определенное место, – считает Констанция Тейзен, гуманитарный офицер в Афинах. – Информацию о Европе они получили от контрабандистов. Более того, перед переселением идет месяц ожидания, что иногда обескураживает».
Переселение иммигрантов также в руках тех стран ЕС, руководство которых разборчиво в том, кого они принимают, а кого нет. Некоторые «охотнее примут инженера, говорящего на их языке, и имеющего семью в стране, – считает один европейский дипломат. – Более того, если Румыния согласится принять часть беженцев, кто захочет их туда отправить? Если Румыния сделает это, другие страны перестанут верить в систему. Только страны, как Германия и Швеция, могут предоставить беженцам новый старт».
Хотя процесс перемещения начался весьма затруднительно, в последние недели заметны улучшение и повышение интереса. Беженцы более информированы о процессе.
«Может быть теперь, с наступлением зимы, беженцы начнут искать альтернативу македонской границе. Это будет первым шагом», – считает Антигони Ангелаки.