Военкоры и блогеры о войне
Случайно включился в один из самых массовых стримов и опять услышал про Белогоровку и разгром там на переправе целой нашей БТГр. Опять, несмотря на то, что ситуация изучена и убедительно доказано, что это, в лучшем случае, украинский фейк, а в худшем случае - неправильная/недобросовестная/ошибочная оценка ситуации и упорство в этой ошибке.
При этом замечу, что ошибочная интерпретация вброшенных снимков с беспилотников разошлась по Тг-каналам несколькими миллионами просмотров, а опровержение - сотнями, в лучшем случае, тысяч.
Обратил внимание на различие в тональности выступлений “военных” блогеров и наших военкоров. Пегов (https://t.me/wargonzo), Сладков (https://t.me/Sladkov_plus), Поддубный (https://t.me/epoddubny), Коц (https://t.me/sashakots) - элита наших военкоров - предельно осторожны в своих оценках. Они видят своё призвание в том, чтобы быть хроникёрами этой войны. Никто из них не мнит себя стратегами, которые знают и понимают о войне больше, чем наш Генштаб. Хотя знают и понимают они очень много.
Если эти военкоры видят недостатки в ведении нашей кампании, но они триста раз перепроверят и только потом - аккуратно и с уважением к опытным военачальникам, которые ведут кампанию - рассказывают о них публично. Тут в качестве образца можно указать на Александра Сладкова, который прошёл через десятки конфликтов и имеет “в багаже”, кроме личного опыта, тысячи часов обсуждения военных действий с военачальниками разного уровня.
А тут слушаю “военного” блогера, который говорит: “Я всё знаю о тех генералах, которые совершали ошибки. Почему меня не вызывают на самый верх и не спрашивают?”. Слушаю другого “военного” блогера (который даже в армии не служил): “Я знаю, какие стратегические ошибки совершает наш Генштаб. И больше не могу молчать. Поэтому я теперь буду рассказывать об этих ошибках публично”. Слушаю третьего “военного” блогера: “Я знаю, как выиграть битву за “...ку”. Почему меня не вызывают к Шойгу и не спрашивают, как это сделать?”.
Вот представляю себе картину: приглашают к себе генералы армии Сергей Шойгу и Валерий Герасимов “военных” блогеров, числом так 20, и спрашивают у них: как нам выиграть войну? какое оружие использовать? в каком направлении вести наступление? как выиграть сражение за “...ку”? Хотя почему Шойгу и Герасимов? Приглашает этих “военных” блогеров Верховный Главнокомандующий и за чашкой чая спрашивает: как нам выиграть войну? каких генералов снять с должности? кого отдать под трибунал?
Смешно? А вот этим “военным” блогерам от такой картинки не смешно. Они считают, что так и должно произойти. Вот написал такой “военный” блогер, что надо сменить направление удара, в Генштабе прочитали его указание, и... сменили направление удара. В такой психологической парадигме живут эти “военные” блогеры.
А надо вам рассказывать, что такое “общественное мнение”, как влияют на него блогеры с миллионами подписчиков и что такое “фрустрирование” общественного мнения? Надо вам рассказывать, что такое паника или общественная депрессия на войне? Надо рассказывать, что такое народная поддержка армии и о том, как её можно подорвать?
Так что мне совершенно не смешно.
Аргумент: они там “на земле” и им лучше видно, не работает. Во-первых, военкоры тоже “на земле”, но ведут себя и говорят совершенно иначе. Потому что знают, что такое ответственность за публичное слово.
Вот образованный лейтенант, который тоже “на земле”, прекрасно знает, ЧТО он видит на земле, насколько ограничен его кругозор. Этот лейтенант имеет право на собственное суждение о стратегии кампании, и даже может обсуждать её в своём кругу, но никогда не выскажет своего мнения не только публично, но даже своим подчинённым.
Что делать? Без обид: к каждому “военному” блогеру, у которого больше 50 тысяч подписчиков, должны прийти представители контрразведки, провести разъясняющую беседу и, если блогер вменяем, наладить взаимодействие. Ну а невменяемые блогеры пусть потом кричат о “свободе слова” во время войны.